Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 28.11.2005 N А28-4697/2005-141/28 При нарушении сроков возврата излишне уплаченного налога на сумму, не возвращенную в срок, начисляются проценты за каждый день просрочки платежа.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 28 ноября 2005 года Дело N А28-4697/2005-141/28

(извлечение)
Открытое акционерное общество (далее - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кировской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным отказа в возврате из федерального бюджета 21746 рублей 50 копеек государственной пошлины, заявленного в письме от 15.02.2005 N 09/1604, и взыскании процентов в сумме 494 рублей 72 копеек.
Решением от 07.07.2005 требование о взыскании процентов в сумме 494 рублей 72 копеек удовлетворено, в остальной части производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Инспекция не согласилась с принятым решением и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и не применил пункт 3 статьи 167 Бюджетного кодекса Российской Федерации. На его взгляд, налоговый орган выполнил все предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации действия по возврату государственной пошлины: направил в территориальный орган федерального казначейства соответствующее заключение; ответственность за несвоевременный возврат из федерального бюджета денежных средств должны нести органы федерального казначейства; до 23.03.2005 администратором государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, являлся Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а не налоговые органы.
ОАО не согласилось с доводами, изложенными в кассационной жалобе.
Законность принятого Арбитражным судом Кировской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО на основании справки Арбитражного суда Кировской области от 24.12.2004 обратилось в Инспекцию с заявлением от 17.01.2005 N 24-4юр о возврате из бюджета государственной пошлины в размере 21746 рублей 50 копеек, перечисленной по платежному поручению от 23.06.2004.
Налоговый орган письмом от 15.02.2005 N 09/1604 сообщил о невозможности возврата государственной пошлины в соответствии с установленным в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации порядком и приостановлении исполнения данного заявления.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в возврате из федерального бюджета государственной пошлины, заявленного в письме от 15.02.2005 N 09/1604, обязании налогового органа возвратить 21746 рублей 50 копеек государственной пошлины с начислением процентов в сумме 494 рублей 72 копеек.
В период нахождения дела в суде Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кировской области по платежному поручению от 26.04.2005 N 000966 осуществило возврат из федерального бюджета 21746 рублей 50 копеек государственной пошлины, поэтому Общество отказалось от заявленных в этой части требований (л. д. 67). В связи с отменой Инспекцией 28.06.2005 оспариваемого письма от 15.02.2005 N 09/1604 Общество, уточнив свои требования, просило прекратить производство по делу в отношении признания незаконным отказа налогового органа в возврате из федерального бюджета государственной пошлины.
Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 9 статьи 78 и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об обоснованности начисления процентов за несвоевременный возврат государственной пошлины, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.
В пункте 10 статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам.
В силу пункта 3 статьи 333.40 Кодекса возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина, за счет средств бюджета, в который произведена переплата.
Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 Кодекса (пункт 7 статьи 333.40 Кодекса).
В соответствии с пунктом 9 статьи 78 Кодекса возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата; процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что заявление Общества о возврате государственной пошлины поступило в налоговый орган 19.01.2005, фактически государственная пошлина возвращена 26.04.2005.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование ОАО о взыскании процентов в сумме 494 рублей 72 копеек за несвоевременный возврат государственной пошлины за период с 22.02 по 26.04.2005.
Ссылка заявителя на пункт 3 статьи 167 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому Федеральное казначейство несет ответственность, в частности за правильность и своевременность проведения операций и учета кассовых поступлений и выплат из бюджетов, не может быть принята во внимание, поскольку названная норма не устанавливает ответственность органов федерального казначейства перед налогоплательщиками в случае несвоевременного возврата из бюджета излишне уплаченных налогов.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Кировской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.07.2005 Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-4697/2005-141/28 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион