Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 01.12.2005 N А28-7490/2005-309/27 В иске о признании недействительным решения РЭК в части установления тарифа на электрическую энергию для прочих потребителей отказано, т.к. спорное решение принято в пределах ее компетенции, не противоречит требованиям законодательства, не нарушает права и законные интересы истца.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 1 декабря 2005 года Дело N А28-7490/2005-309/27

(извлечение)
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (филиал "Горьковская железная дорога"; далее по тексту - ОАО "Российские железные дороги", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействующим решения Региональной энергетической комиссии Кировской области (далее - РЭК Кировской области, РЭК) от 29.04.2005 N 14/2 "Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию для обществ, образуемых в результате реорганизации открытого акционерного общества "Кировэнерго" (далее - ОАО "Кировэнерго") в части увеличения одноставочных тарифов для прочих потребителей по мотивам несоответствия данного нормативного акта Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Правилам рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 N 674.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено открытое акционерное общество "Кировэнергосбыт" (далее - ОАО "Кировэнергосбыт", Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 01.09.2005 в удовлетворении заявленного требования отказано.
ОАО "Российские железные дороги" не согласилось с принятым по делу судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кировской области и принять по делу новый судебный акт о признании недействующим решения РЭК от 29.04.2005 N 14/2.
------------------------------------------------------------------

Видимо имеется в виду пункт 22.1 Методических указаний, а не пункт 2.2.1.
------------------------------------------------------------------
Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, а именно: статья 120 Конституции Российской Федерации, статья 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе", статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 и 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", пункты 17, 24 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, пункт 2.2.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, пункты 18 и 19 Правил рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 N 674, пункты 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По его мнению, при расчетах за транспортировку электроэнергии следует руководствоваться тарифами, установленными соответствующими государственными органами. Решение РЭК об установлении тарифов выше предельного уровня должно быть предварительно согласовано с Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ России). В процессе рассмотрения разногласий между ОАО "Кировэнерго" и РЭК Кировской области ФСТ России не была проверена экономическая обоснованность расходов энергоснабжающей организации, включенных в тариф. Оспариваемое решение устанавливает повышенные одноставочные тарифы для прочих потребителей за счет искусственного сдерживания роста тарифов для населения (перекрестное субсидирование).
РЭК Кировской области отзыв на кассационную жалобу не представила, ее представитель в судебном заседании против доводов заявителя возразил, считает решение суда законным и обоснованным.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании против доводов заявителя возразили, указав, что тарифы на электрическую энергию, установленные решением РЭК от 29.04.2005 N 14/2, приняты с учетом экономически обоснованных расходов (затрат) энергоснабжающей организации с соблюдением действующего законодательства в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Спорное решение РЭК надлежащим образом согласовано с ФСТ России. При формировании тарифов ОАО "Кировэнергосбыт" не применяло перекрестное субсидирование. Рассмотрение вопроса об экономической необоснованности тарифов для бюджетных, сельскохозяйственных потребителей и населения, а также об установлении для этих групп льготных тарифов, выходит за рамки исковых требований.
В судебном заседании представители заявителя доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали.
Законность принятого Арбитражным судом Кировской области судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.03.2004 Правление РЭК Кировской области приняло решение N 63, в соответствии с которым тариф на услугу по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Коммунэнерго" был установлен в размере 750 руб/мВт.ч (75 копеек за кВт.ч).
Решением от 22.11.2004 N 112/1 Правление РЭК Кировской области утвердило новые тарифы на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Кировэнерго" с 01.01.2005. Для прочих потребителей были установлены следующие одноставочные тарифы: на высоком напряжении - 94 коп/кВт.ч, на среднем напряжении первого уровня - 135 коп/кВт.ч, на среднем напряжении второго уровня - 140 коп/кВт.ч.
Не согласившись с величиной тарифов, установленных названным решением, ОАО "Кировэнерго" обратилось в ФСТ России с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Правление РЭК Кировской области приняло решение 29.12.2004 N 120/4, в котором со ссылкой на нарушение принципа экономической обоснованности тарифа признано утратившим силу с 01.01.2005 решение Правления РЭК Кировской области от 30.03.2004.
По результатам рассмотрения разногласий, возникших между ОАО "Кировэнерго" и РЭК Кировской области по вопросам регулирования тарифов, установленных решением от 22.11.2004 N 112/1, ФСТ России издала приказ от 28.03.2005 N 107-э/4. Согласно пункту 1 данного приказа был признан экономически обоснованным размер расходов и прибыли, учитываемый при формировании тарифов на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Кировэнерго" на период регулирования - 2005 год, в том числе по расходам на возмещение услуг по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Коммунэнерго" в размере 567750 рублей. В соответствии с пунктом 3 данного приказа РЭК Кировской области предписано в установленном порядке установить тарифы на электрическую энергию для потребителей Кировской области с учетом пункта 1 настоящего приказа.
ФСТ России издала приказ от 26.04.2005 N 170-э/5 "О согласовании решения Региональной энергетической комиссии Кировской области "О внесении изменения в решение Региональной энергетической комиссии Кировской области от 22.11.2004 N 112/1".
Решением от 29.04.2005 N 14/1 "О внесении изменений в решение Правления Региональной энергетической комиссии от 22.11.2004 N 112/1" Правление РЭК Кировской области со ссылкой на приказы ФСТ России N 107-э/4 от 28.03.2005 и N 107-э/5 от 26.04.2005 установило новые, повышенные тарифы на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Кировэнерго" потребителям в 2005 году. В соответствии с приложением к данному решению тарифы для прочих потребителей установлены в следующем размере: на высоком напряжении - 114 коп/кВт.ч, на среднем напряжении первого уровня - 143 коп/кВт.ч, на среднем напряжении второго уровня - 162 коп/кВт.ч, на низком напряжении - 186 коп/кВт.ч.
В связи с реорганизацией ОАО "Кировэнерго" в ОАО "Кировэнергосбыт" (энергоснабжающая организация ОАО "Российские железные дороги"), Правление РЭК Кировской области приняло новое решение от 29.04.2005 N 14/2, в соответствии с которым действие тарифов на электроэнергию, установленных для прочих потребителей решением от 29.05.2005 N 14/1, распространялось на вновь созданное юридическое лицо.
ОАО "Российские железные дороги", посчитав, что данное решение не соответствует нормативно-правовым актам в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую энергию и нарушает права и законные интересы Общества, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию", пунктами 5.3.4 и 5.3.6 Положения о федеральной службе по тарифам (далее Положение о федеральной службе по тарифам), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 N 674 (далее - Правила рассмотрения разногласий). При этом суд исходил из того, что экономическая обоснованность тарифов, установленных решением Правления РЭК Кировской области от 29.04.2005 N 14/2, подтверждена в установленном законодательством порядке не отмененными и не признанными в судебном порядке недействительными правовыми актами федерального органа исполнительной власти - ФСТ России. Оспариваемое решение РЭК по существу не предусматривало повышения тарифов на электрическую энергию, поскольку оно было вынесено на основании решения РЭК от 29.04.2005 N 14/1, которым согласовано превышение предельных уровней тарифов для ОАО "Кировэнерго", поэтому повторного их согласования для создаваемого в процессе реорганизации ОАО "Кировэнергосбыт" не требовалось. Рассмотрение вопроса об экономической необоснованности тарифов для бюджетных, сельскохозяйственных потребителей и населения, а также об установлении для этих групп льготных тарифов выходит за рамки исковых требований и в силу частей 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверке не подлежит.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии с частями 1, 4 и 7 статьи 2 Закона N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию" (далее - Закон N 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.
На основании статьи 5 данного Закона в области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации или Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, определяет порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями.
В статье 6 указанного Закона определено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифов, уровень которых превышает предельный уровень, установленный Правительством Российской Федерации, подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, осуществляемому в порядке, устанавливаемом правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, до принятия указанного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Положения о федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
В подункте 5.3.4 пункта 5 данного Положения предусмотрено, что Федеральная служба по тарифам рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принимает решения, обязательные для исполнения.
Постановлением правительства от 05.11.2003 N 674 утверждены Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, в которых определена процедура рассмотрения разногласий.
Как установлено судом, по результатам рассмотрения разногласий, возникших между ОАО "Кировэнерго" и РЭК Кировской области по вопросам регулирования тарифов, установленных решением от 22.11.2004 N 112/1, ФСТ России издала приказ от 28.03.2005 N 107-э/4, согласно пункту 1 которого был признан экономически обоснованным размер расходов и прибыли, учитываемый при формировании тарифов на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Кировэнерго" на период регулирования - 2005 год, в том числе по расходам на возмещение услуг по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Коммунэнерго" в размере 567750 рублей. В соответствии с пунктом 3 данного приказа РЭК Кировской области предписано в установленном порядке установить тарифы на электрическую энергию для потребителей Кировской области с учетом пункта 1 настоящего приказа.
ФСТ России издала приказ от 26.04.2005 N 170-э/5 "О согласовании решения Региональной энергетической комиссии Кировской области "О внесении изменения в решение Региональной энергетической комиссии Кировской области от 22.11.2004 N 112/1".
Решением от 29.04.2005 N 14/1 "О внесении изменений в решение Правления Региональной энергетической комиссии от 22.11.2004 N 112/1" Правление РЭК Кировской области со ссылкой на приказы установило новые, повышенные тарифы на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Кировэнерго" потребителям в 2005 году.
В связи с реорганизацией ОАО "Кировэнерго" в ОАО "Кировэнергосбыт" (энергоснабжающая организация ОАО "Российские железные дороги"), Правление РЭК Кировской области приняло новое решение от 29.04.2005 N 14/2, в соответствии с которым действие тарифов на электроэнергию, установленных для прочих потребителей решением от 29.05.2005 N 14/1, распространяется на вновь созданное юридическое лицо.
Таким образом, решение Правления РЭК от 29.04.2005 N 14/2, приводящее тарифы в соответствие с требованиями законодательства, принято на основе и во исполнение индивидуальных правовых актов федерального органа исполнительной власти - ФСТ России: приказа от 28.03.2004 N 107-э/4, подтвердившего экономическую обоснованность дополнительных затрат ОАО "Кировэнерго", которое должно их учесть при формировании новых тарифов, и приказа ФСТ России N 170-э/5 от 26.04.2005, подтвердившего эти тарифы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое решение РЭК соответствовало действующему законодательству в части установления экономически обоснованных тарифов.
Доводы заявителя о том, что приказы ФСТ России от 28.03.2005 N 107-э/4 и от 26.04.2005 N 107-э/5 незаконны и необоснованны, судом кассационной инстанции отклоняются, так как их законность Обществом не оспаривалась.
Ссылки заявителя на то, что оспариваемое решение РЭК Кировской области должно согласовываться с ФСТ России дополнительно, поскольку оно принято в отношении организации, созданной в процессе реформирования, во внимание не принимаются по следующим причинам.
Тарифы на электрическую энергию для ОАО "Кировэнергосбыт" как Общества, образованного в результате реорганизации ОАО "Кировэнерго", принимались с учетом требований, установленных информационным письмом ФСТ России от 05.08.2004 N СН-861/12 "О принятии необходимых тарифно-балансовых решений при организации региональных акционерных обществ энергетики и электрификации"; при принятии решения РЭК от 29.04.2005 N 14/12 учитывались все экономически обоснованные расходы (затраты), включенные в необходимую валовую выручку ОАО "Кировэнерго", в том числе и расходы на возмещение услуг по передаче электрической энергии по сетям ОАО "Коммуэнерго".
Решение РЭК Кировской области от 29.04.2005 N 14/2 не предусматривало повышения тарифов на электрическую энергию, поскольку оно принято на основании решения РЭК Кировской области от 29.04.2005 N 14/1, которым уже было согласовано с ФСТ России превышение предельных уровней тарифов для ОАО "Кировэнерго", поэтому повторного их согласования для создаваемого в процессе реорганизации ОАО "Кировэнергосбыт" не требовалось.
Довод ОАО "Российские железные дороги" о том, что оспариваемым решением РЭК Кировской области в нарушение действующего законодательства установлены повышенные одноставочные тарифы для прочих потребителей за счет искусственного сдерживания роста тарифов для населения (перекрестное субсидирование), также отклоняется судом кассационной инстанции.
В соответствии с абзацем 3 статьи 2 Закона 41-ФЗ предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Следовательно, данным Законом установлен особый, отличный от общего, порядок ценообразования для категории потребителей - населения, тарифы для которых устанавливаются в рамках предельных уровней тарифов для населения.
Общество обжалует решение РЭК от 29.04.2005 N 14/2 только в части увеличения размера одноставочных тарифов для прочих потребителей, поэтому вопрос об экономической обоснованности тарифов для бюджетных, сельскохозяйственных потребителей и населения, а также об установлении для этих групп льготных тарифов, выходит за рамки исковых требований и правомерно не рассмотрен судом первой инстанции.
Другие доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку вопреки статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлены на переоценку установленных судом доказательств.
С учетом изложенного кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Кировской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятого судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (филиал "Горьковская железная дорога").
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.09.2005 Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-7490/2005-309/27 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (филиал "Горьковская железная дорога") - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы отнести на заявителя.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион