ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 7 декабря 2005 года Дело N А82-15125/2004-37
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району города Ярославля (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля, далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к закрытому акционерному обществу (далее - ЗАО, Общество, налогоплательщик) о взыскании 6670400 рублей штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на операции с ценными бумагами.
Решением от 18.04.2005 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.07.2005 указанное решение оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил статьи 80 и 119 Налогового кодекса Российской Федерации и не применил подпункт 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, до утверждения приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2003 N БГ-3-24/453 формы налоговой декларации по налогу на операции с ценными бумагами налогоплательщики, в соответствии с совместным письмом Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 12.04.1996 N ДВ-2040/05-02-03/04-07-06, должны были представлять в налоговый орган расчет налога на операции с ценными бумагами в произвольной форме, Общество правомерно привлечено к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, ибо налоговую декларацию представило за пределами установленных сроков.
ЗАО отзыв на кассационную жалобу не представило.
Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 2002 году ЗАО осуществило эмиссию ценных бумаг в количестве 379 тысяч штук номинальной стоимостью 1000 рублей каждая. Налог на операции с ценными бумагами Общество уплатило 27.05.2002 в сумме 3032000 рублей.
Налоговый орган в письме от 05.04.2004 N НМ-10-1-13/3330 предложил налогоплательщику в срок до 15.04.2004 представить расчет, по которому в 2002 году уплачен налог на операции с ценными бумагами. Указанный расчет ЗАО представило в Инспекцию 03.06.2004.
В ходе камеральной проверки этого документа налоговый орган установил, что в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами" Общество представило расчет по налогу на операции с ценными бумагами с пропуском установленного законодательством срока (срок представления не позднее 30.05.2002, фактически представлен 03.06.2004).
Рассмотрев материалы проверки, заместитель руководителя Инспекции принял решение от 01.09.2004 N 127-юр о привлечении ЗАО к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 6670400 рублей.
В добровольном порядке налоговая санкция не была уплачена, поэтому налоговый орган обратился за ее взысканием в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 80 и 119 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что на момент уплаты налога на операции с ценными бумагами не была утверждена форма налоговой декларации по этому налогу, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Оставляя данное решение без изменения, суд апелляционной инстанции со ссылкой на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.06.2004 N 224-О указал на то, что данный обязательный платеж по своей сути является не налогом, а сбором; в статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации не установлена ответственность за непредставление в налоговые органы расчета (декларации) по уплате сбора.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим причинам.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплатить, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы (пункт 2 статьи 80 Кодекса).
Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока является основанием для привлечения к ответственности по части 2 статьи 119 Кодекса.
Из приведенных норм следует, что санкция, предусмотренная в статье 119 Кодекса, применяется в случае непредставления декларации именно по налогу.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" сумма налога на операции с ценными бумагами уплачивается плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет. В течение трех рабочих дней со дня уплаты налога плательщик представляет в соответствующий налоговый орган расчет (декларацию) суммы налога с указанием общего объема выпуска ценных бумаг.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.06.2004 N 224-О, установленный Законом Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами" обязательный платеж, именуемый налогом, не обладает присущими именно налоговому платежу существенными признаками и элементами (пункт 1 статьи 8 Кодекса) и является по своей сути особого рода сбором (эмиссионным) сбором, неуплата которого влечет невозможность размещения эмиссионных ценных бумаг.
Ответственность за непредставление (несвоевременное представление) расчета по сбору в статье 119 Кодекса не установлена, поэтому Арбитражный суд Ярославской области обоснованно отказал Инспекции в удовлетворении требований о взыскании 6670400 рублей штрафа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием к отмене судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 28.07.2005 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-15125/2004-37 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Волговятский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 07.12.2005 N А82-15125/2004-37 Привлечение к налоговой ответственности за несвоевременное представление декларации неправомерно, т.к. на момент возникновения у ответчика обязанности по представлению расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами форма данного расчета не была утверждена.
Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион