ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 14 декабря 2005 года Дело N А43-4046/2005-36-179
(извлечение)
Группа компаний (общество с ограниченной ответственностью; далее ООО, Общество) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Сормовскому району города Нижнего Новгорода (далее Инспекция, налоговый орган) от 08.11.2004 N 86 в части отказа в возмещении 7981153 рублей налога на добавленную стоимость.
Решением от 27.04.2005 заявленное требование удовлетворено: оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части отказа в возмещении 7981153 рублей налога на добавленную стоимость.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.09.2005 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты.
По мнению заявителя, суд неправильно применил подпункт 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый орган считает, что обоснованно отказал Обществу в возмещении 7981153 рублей налога на добавленную стоимость, поскольку организация при экспорте товаров через морской порт "Выборг" не представила в Инспекцию полный пакет документов в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов, предусмотренных в статье 165 Кодекса, а именно копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ООО в отзыве на кассационную жалобу против доводов налогового органа возразило, считает вынесенные судебные акты законными и обоснованными.
Представители Инспекции и Общества в судебном заседании подтвердили позиции по делу, изложенные в кассационной жалобе и отзыве не нее.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14.12.2005.
Законность судебных актов Арбитражного суда Нижегородской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО 20.08.2004 представило в Инспекцию налоговую декларацию по налога на добавленную стоимость по налоговой ставке ноль процентов за июль 2004 года, в которой заявило к возмещению 9931370 рублей названного налога.
В ходе камеральной проверки данной декларации и пакета приложенных к ней документов налоговый орган установил, что на представленных Обществом поручениях на отгрузку экспортных грузов по грузовым таможенным декларациям (далее ГТД) N 10206080/150704/0010056 и 10210030/150704/0004038 в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствует отметка таможенного органа "Погрузка разрешена".
Рассмотрев материалы проверки, заместитель руководителя Инспекции принял решение от 18.11.2004 N 86 в том числе об отказе Обществу в возмещении 7981153 рублей налога на добавленную стоимость.
ООО обжаловало это решение налогового органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Нижегородской области исходил из того, что Общество представило в налоговый орган все необходимые документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, названных в пункте 1 статьи 164 Кодекса.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел, что судебные акты подлежат отмене.
Согласно пункту 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) суммы, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров на экспорт, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 165 Кодекса для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, названных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (пограничный таможенный орган);
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
В изъятие из общего порядка оформления этих документов налоговым законодательством предусмотрен ряд особенностей при вывозе товаров через границу с Белоруссией, а также судами через морские порты, воздушным, трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, а также при оказании услуг в отношении перечисленных операций с товарами.
Так, в абзацах 2 и 3 подпункта 4 пункта 1 статьи 165 Кодекса установлено, что при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляется копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации.
Таким образом, в силу обязательных требований Кодекса налогоплательщик при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты должен представить в налоговую инспекцию не только грузовую таможенную декларацию, но и соответствующее этой декларации поручение на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации.
При этом представленные налогоплательщиком документы должны отвечать предъявляемым требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает возможность применения налоговой ставки ноль процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, названных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, в том числе о поставке товара за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых морским транспортом, в период совершения Обществом экспортных операций регулировался Положением о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации этими судами, утвержденным приказом Государственного таможенного комитета от 12.09.2001 N 892.
На основании пункта 48 Положения для оформления разрешения на погрузку выпущенных в установленном порядке товаров на судно лицо, перемещающее товар, представляет в таможенный орган четыре экземпляра Поручения на погрузку товаров, оформляемого в произвольной форме.
Сотрудник таможенного органа после проверки представленных документов оформляет поручение, проставляя на нем штамп "Погрузка разрешена", подпись, и заверяет его оттиском личной номерной печати (пункт 50 Положения).
В силу пункта 8 названного Положения таможенное оформление товаров производится в морских или речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения. Данное правило подтверждено и в подпункте "б" пункта 9 раздела III Положения о местах таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденного приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 06.11.2002 N 1175 и зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 26.11.2002. Одновременно с этим в письме Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 24.06.2003 N 01-06/25372 "О применении приказа ГТК России от 06.11.2002 N 1175", указано, что допускается таможенное оформление товаров, перемещаемых водным транспортом в прямом, смешанном либо прямом смешанном сообщении, в портах, не имеющих статуса международного, с последующим вывозом через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных в международных портах. При этом полномочие по определению места таможенного оформления товаров, вывозимого морским транспортом, предоставлено Государственному таможенному комитету Российской Федерации в подпункте 2 пункта 2 статьи 125 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Материалы дела свидетельствуют о том, и это не отрицается Обществом, что оно при вывозе искомого товара морским транспортом провело таможенное оформление этого товара не на таможенном посту "Морской порт Выборг", а на таможенных постах "Выборгский" (Выборгская таможня) и "Железнодорожный" (Санкт-Петербургская таможня).
Вместе с тем Арбитражный суд Нижегородской области не оценил данные фактические обстоятельства с учетом предусмотренной названными нормами процедуры таможенного оформления на предмет соответствия представленного налогоплательщиком поручения на погрузку предъявляемым требованиям и подтверждения им достоверности экспорта товара, исходя из фактических либо юридических препятствий в проставлении на данных документах таможенными органами, проводившими таможенное оформление, штампа "Погрузка разрешена".
Оценка данных обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения спора, но в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как основанные на выводах, не соответствующих имеющимся в деле доказательствам, дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, Арбитражный суд Кировской области не допустил.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 01.09.2005 по делу N А43-4046/2005-36-179 Арбитражного суда Нижегородской области отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Волговятский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 14.12.2005 N А43-4046/2005-36-179 Дело о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость направлено на новое рассмотрение в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион