Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 19.12.2005 N А29-4123/2005а С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 19 декабря 2005 года Дело N А29-4123/2005а

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей Базилевой Т.В., Евтеевой М.Ю., без участия представителей, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Республике Коми на решение от 28.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 03.10.2005 по делу N А29-4123/2005а Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Князевой А.А., Галаевой Т.И., Василевской Ж.А., Протащуком В.Г., по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Республике Коми к обществу с ограниченной ответственностью "Эжвастрой" о взыскании налоговых санкций и
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Эжвастрой" (далее - ООО "Эжвастрой", Общество) налоговой санкции по транспортному налогу в сумме 507 рублей 60 копеек.
Решением суда первой инстанции от 28.07.2005 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.10.2005 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Республики Коми.
Заявитель считает, что суд неправильно применил пункт 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и не применил статьи 7, 104, 114 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". По его мнению, налоговые санкции не относятся ни к денежным обязательствам, ни к обязательным платежам, поэтому заявление об их взыскании с предприятия, признанного банкротом, не должно рассматриваться в рамках дела о банкротстве; в полномочия конкурсного управляющего не входит проверка обоснованности привлечения должника к ответственности; требование налоговых органов о взыскании налоговых санкций должно быть подтверждено судебным актом, поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации взыскание налоговых санкций предусмотрено только в судебном порядке.
ООО "Эжвастрой" в отзыве на кассационную жалобу против доводов заявителя возразило, считает, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность судебных актов Арбитражного суда Республики Коми проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Коми от 30.06.2003 по делу N А29-1480/02-3Б ООО "Эжвастрой" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Инспекция провела камеральную проверку представленной налогоплательщиком налоговой декларации по транспортному налогу за 2004 год и установила, что в нарушение статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с неправильным определением количества месяцев владения транспортным средством при исчислении суммы транспортного налога налогоплательщиком занижен коэффициент, что привело к неуплате транспортного налога в сумме 2538 рублей.
По результатам проверки руководитель Инспекции вынес решение от 09.03.2005 N 05-09/23 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 507 рублей 60 копеек.
ООО "Эжвастрой" в добровольном порядке налоговую санкцию не уплатило, поэтому налоговый орган обратился за их взысканием в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь, пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в удовлетворении заявленного требования отказал, посчитав, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Апелляционная инстанция, руководствуясь аналогичной нормой права, согласилась с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно пункту 3 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации основания признания судом юридического лица банкротом, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов; кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что сроки исполнения обязанности по уплате в бюджет 1251 рубля и 1287 рублей транспортного налога наступили 20.07.2004 и 20.01.2005 соответственно, то есть после признания Общества банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства, следовательно, этот обязательный платеж относится к текущим платежам.
В пункте 1 статьи 126 Закона, в частности, установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Согласно пункту 1 статьи 134 Закона вне очереди за счет конкурсной массы в порядке статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации погашаются требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства.
На основании пункта 4 статьи 142 Закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Таким образом, вопрос о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2004 год в сумме 2538 рублей мог быть рассмотрен только в рамках дела о банкротстве.
В силу пункта 1 статьи 126 Закона с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Требование от 11.03.2005 N 42 о взыскании налоговых санкций в сумме 507 рублей 60 копеек за неуплату транспортного налога, основанное на решении от 09.03.2005 N 05-09/23 о привлечении Общества к налоговой ответственности, заявлено Инспекцией вопреки запрету, установленному в пункте 1 статьи 126 Закона, поэтому удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Коми правомерно отказал Инспекции во взыскании с Общества налоговой санкции, предусмотренной в пункте 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права Арбитражным судом Республики Коми применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. Кассационная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.07.2005 и постановление апелляционной инстанции от 03.10.2005 Арбитражного суд Республики Коми по делу N А29-4123/2005а оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
ЧИГРАКОВ А.И.
Судьи
БАЗИЛЕВА Т.В.
ЕВТЕЕВА М.Ю.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион