Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 21.12.2005 N А29-5005/2005-3э Убытки, возникшие в связи с предоставлением отдельным категориям граждан субсидий, подлежат возмещению за счет казны субъекта РФ, т.к. возникли вследствие отсутствия порядка выделения средств для софинансирования социальных расходов, обязанность по разработке которого возложена на субъект РФ.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 21 декабря 2005 года Дело N А29-5005/2005-3э

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Ногтевой В.А., судей Отдельной Л.И., Прониной С.А., при участии представителя от ответчика: Бамбиной С.В. по доверенности N 03.03.2004 N 10-02/949, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Республики Коми, г. Сыктывкар, на решение от 09.09.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 24.10.2005 по делу N А29-5005/2005-3э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Авфероновой О.В., Вакулинской М.В., Дончевской О.А., Юркиной Л.Ю., по иску открытого акционерного общества "Акционерная энергетическая компания "Комиэнерго", г. Сыктывкар, к Министерству финансов Республики Коми, г. Сыктывкар, третье лицо - администрация муниципального образования "Город Печора и подчиненная ему территория", о взыскании 1308649 рублей 09 копеек и
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Акционерная энергетическая компания "Комиэнерго" (далее - ОАО "Комиэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Республики Коми о возмещении 1308649 рублей 09 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением в 2003 году отдельным категориям граждан субсидий по оплате электроэнергии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Город Печора и подчиненная ему территория".
Руководствуясь статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции решением от 09.09.2005 удовлетворил исковое требование частично: исключив из расчета истца налог на добавленную стоимость, взыскал убытки с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми в размере 1090540 рублей 91 копейки.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 24.10.2005 оставил решение от 09.09.2005 без изменения. При этом суды двух инстанций исходил из того, что спорные убытки возникли по вине субъекта Российской Федерации - Республики Коми, не разработавшей порядок выделения средств для софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату коммунальных услуг.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов Республики Коми обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 09.09.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 24.10.2005 в части взыскания денежных средств за счет казны Республики Коми.
По мнению заявителя, убытки, возникшие вследствие предоставления малообеспеченным гражданам субсидий по оплате коммунальных услуг, должны возлагаться на федеральный бюджет, поскольку данная льгота предусмотрена Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", а источник и механизм его реализации федеральными органами государственной власти надлежащим образом не урегулированы.
Законность решения от 09.09.2005 и постановления суда апелляционной инстанции от 24.10.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-5005/2005-3э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, аргументы, изложенные в жалобе, и представленные доказательства, суд третьей инстанции не нашел оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
Как следует из материалов дела, предметом иска ОАО "Комиэнерго" явились убытки, возникшие в связи с предоставлением в 2003 году субсидий малоимущим гражданам по оплате потребленной электроэнергии.
В статьях 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Факт понесения истцом убытков в виде недополученных доходов подтвержден актом сверки по состоянию на 01.01.2004, подписанного главой муниципального образования "Город Печора и подчиненная ему территория" и начальником Финансового управления Министерства финансов Республики Коми по городу Печоре без оговорочно (л. д. 27).
Обязанность предоставления малоимущим слоям населения субсидий при оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрена Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", действующим в спорный период.
В соответствии со статьей 15.4 этого Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения осуществляется за счет средств бюджетов трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На основании статьи 56 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" Правительство Российской Федерации в постановлении от 01.04.2003 N 179 "О правилах предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов консолидированных бюджетов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" установило уровень дотаций на выплату субсидий по субъектам Российской Федерации. Для Республики Коми этот уровень определен в размере восьми процентов.
Из материалов дела усматривается, что в 2003 году из федерального бюджета были перечислены в Республику Коми 13705000 рублей на частичное возмещение расходов от предоставления населению субсидий. Из этой суммы 1154000 рублей направлено в муниципальное образование "Город Печора и подчиненная ему территория".
В статье 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Суды двух инстанций правильно указали в судебных актах, что порядок выделения и учета 92 процентов средств на компенсацию расходов по предоставлению субсидий, подлежащих финансированию из бюджетов Республики Коми и муниципального образования "Город Печора и подчиненная ему территория", субъект Российской Федерации не определил, чем нарушил требования пунктов 6 и 7 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому суд округа счел, что ответственность правильно возложена на Министерство финансов Республики Коми, как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения республиканского бюджета.
Суд правомерно на основании статьи 4 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления" освободил от ответственности по иску администрацию муниципального образования "Город Печора и подчиненная ему территория", как не обеспеченную финансовыми средствами в полном объеме для осуществления государственных полномочий по реализации федерального закона.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты отвечают нормам материального права, сделанные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не выявлено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по жалобе относится на заявителя. Рассмотрев ходатайство Министерства финансов Республики Коми и приняв во внимание то обстоятельство, что в республиканском бюджете денежные средства на уплату государственной пошлины не предусмотрены, суд округа счел возможным на основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации снизить размер государственной пошлины по кассационной жалобе до 500 рублей.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.09.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 24.10.2005 Арбитражного суда республики Коми по делу N А29-5005/2005-3э оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Республики Коми - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Республики Коми в доход федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
НОГТЕВА В.А.
Судьи
ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.
ПРОНИНА С.А.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион