ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 29 декабря 2005 года Дело N А82-14632/2004-7
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Каширской Н.А., Терешиной Н.М., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области, г. Ярославль, на решение от 30.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 28.10.2005 по делу N А82-14632/2004-7 Арбитражного суда Ярославской области, принятые судьями Попковым В.Н., Митрофановой Г.П., Серовой С.Р., Коробовой Н.Н., по иску общества с ограниченной ответственностью "Ярославская региональная компания по реализации газа", г. Ярославль, к Управлению федерального казначейства по Ярославской области, г. Ярославль, 3-е лицо - Управление финансов администрации Угличского муниципального округа, г. Углич Ярославской области, о взыскании 10449 рублей 33 копеек и
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ярославская компания по реализации газа" (далее - ООО "Яррегионгаз") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Управлению федерального казначейства по Ярославской области о взыскании 10449 рублей 33 копеек расходов, возникших в связи с предоставлением в 2003 году отдельным категориям населения льгот по оплате природного газа в соответствии с Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - Закон "О донорстве крови и ее компонентов").
Определением от 20.01.2005 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Управление труда и социальной защиты населения города Углича.
До принятия решения истец в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уменьшил размер исковых требований до 8707 рублей 78 копеек.
Суд первой инстанции руководствуясь статьями 4 и 11 Закона "О донорстве крови и ее компонентов" и пунктом 4 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О (далее - Определение Конституционного Суда Российской Федерации), статьями 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации решением от 30.06.2005 взыскал с Министерства финансов Российской Федерации в пользу ООО "Яррегионгаз" 8707 рублей 78 копеек убытков за счет казны Российской Федерации. При принятии судебного акта суд исходил из того, что до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета; в иске к Управлению федерального казначейства по Ярославской области отказал.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 28.10.2005 решение от 30.06.2005 оставил без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель указывает, что он исполнил обязательства по финансированию льгот в 2003 году в рамках предоставленных ему полномочий. Министерство финансов, ссылаясь на пункты 1 и 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, полагает, что Министерство здравоохранения, имеющее право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям, также является распорядителем средств федерального бюджета.
По мнению подателя жалобы, Закон "О донорстве крови и ее компонентов" не освобождает и субъекта Российской Федерации от бремени возмещения расходов, связанных с реализацией названного закона.
ООО "Яррегионгаз" в отзыве на жалобу отклонило доводы заявителя и указало, что обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального прав, а изложенные в них выводы - имеющимся в деле доказательствам.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения от 30.06.2005 и постановления апелляционной инстанции от 28.10.2005 Арбитражного суда Ярославской области по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Яррегионгаз" предоставляло в 2003 году гражданам, проживающим на территории Угличского муниципального округа Ярославской области, льготы по оплате отпущенного им газа, предусмотренные статьей 11 Закона "О донорстве крови и ее компонентов".
Размер недополученных истцом платежей в результате предоставления указанных льгот составил 8707 рублей 78 копеек, что подтверждается актом сверки расчетов с Управлением финансов администрации Угличского муниципального округа (том 1, л. д. 105 - 107).
В пункте "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.07.1998 N 862 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" определено, что на субъект федерации может быть возложена ответственность за неисполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации N 5142-1 от 09.06.1993 "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов, а также благотворительных взносов российских и зарубежных неправительственных и общественных организаций и граждан.
Согласно статье 5 названного Закона органы государственного управления и органы местного самоуправления в пределах полномочий обеспечивают на соответствующих территориях выполнение государственных программ развития донорства крови и ее компонентов, финансирование и материально-техническое обеспечение организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов, предоставление донору льгот, установленных законодательством Российской Федерации.
Содержание названных норм Закона свидетельствует о том, что финансирование соответствующих льгот за счет средств бюджетов может быть осуществлено только после принятия федеральной, республиканских, территориальных и местных программ.
Суд двух инстанций, исследовавший представленные спорящими сторонами доказательства, установил, что денежные средства из федерального бюджета в Ярославской области в целях исполнения названного законодательного акта в спорный период поступили не в полном объеме.
В Законе "О донорстве крови и ее компонентов" не установлены ни конкретный размер льгот, ни порядок распределения бремени между уровнями бюджетной системы по финансированию расходов, связанных с их предоставлением.
Следовательно, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета, поскольку уполномоченные государственные органы не приняли мер по разработке порядка реализации права на льготу по оплате услуг, предоставленных Законом "О донорстве крови и ее компонентов" соответствующей категории граждан, на что прямо указывает определение Конституционного Суда Российской Федерации.
Данная правовая позиция следует из положений Конституции Российской Федерации и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.
При таких обстоятельствах возложение обязанности по финансированию льгот на субъект Российской Федерации и органы местного самоуправления было бы неправомерным.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По правилам статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В пункте 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.
Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (пункт 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В данном случае Министерство финансов Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных для реализации Закона "О донорстве крови и ее компонентов" согласно ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2003 год (приложение N 7 к Федеральному закону от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год").
Таким образом, суд правомерно взыскал убытки в предъявленной сумме за счет казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации как с органа, осуществляющего обеспечение исполнения федерального бюджета, и как с главного распорядителя средств федерального бюджета, выделенных на цели реализации льгот, установленных Законом "О донорстве крови и ее компонентов".
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов. Названная норма права не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях, когда эти органы выступают в роли процессуальных истцов (часть 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Если указанные органы выступают в качестве ответчиков, то они не освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по жалобе относятся на заявителя и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 28.10.2005 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-14632/2004-7 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области, г. Ярославль, - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Ярославской области в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист на взыскание с Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, расходов по государственной пошлине.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
СИНЯКИНА Т.В.
Судьи
КАШИРСКАЯ Н.А.
ТЕРЕШИНА Н.М.
Судебная практика: Волговятский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 29.12.2005 N А82-14632/2004-7 Ответственность в части возмещения за счет казны РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на Министерство финансов РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.
Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион