Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 10.01.2006 N А29-4046/2005-3э Ответственность в части возмещения за счет казны субъекта РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на министерство финансов субъекта РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения республиканского бюджета.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 10 января 2006 года Дело N А29-4046/2005-3э

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Ногтевой В.А., судей Отдельной Л.И., Прониной С.А., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Республики Коми на решение от 05.08.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 19.09.2005 по делу N А29-4046/2005-3э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Егоровой Т.В., Юркиной Л.Ю., Тугаревым С.В., Вакулинской М.В., по иску открытого акционерного общества "Северо-Западный Телеком", г. Сыктывкар, к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Коми и Управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования "Город Воркута" о взыскании 95029 рублей 03 копеек и
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" в лице филиала "Связь Республики Коми" (далее - ОАО "Северо-Западный Телеком") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Управлению по социальным вопросам администрации муниципального образования "Город Воркута", Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Республики Коми о взыскании 95029 рублей 03 копеек убытков, возникших вследствие предоставления в 2002 году отдельным категориям граждан льгот по услугам связи на основании Федерального закона "О ветеранах" и Указа Президента Российской Федерации "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".
Истец в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уменьшил размер исковых требований и просил взыскать 79190 рублей 86 копеек убытков (без налога на добавленную стоимость).
Установив, что убытки у органа связи вследствие предоставления льгот по оплате услуг за установку квартирного телефона и абонентской плате возникли в результате ненадлежащего финансирования из федерального бюджета, а убытки за пользование радио - в связи с ненадлежащим исполнением обязательств субъектом Российской Федерации, суд первой инстанции решением от 05.08.2005 удовлетворил иск в полном объеме: взыскал 1302 рубля 52 копейки с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, 77888 рублей 34 копейки с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 19.09.2005 оставил решение без изменения по тем же мотивам.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов Республики Коми обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 05.08.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 19.09.2005 в части взыскания с казны Республики Коми 77888 рублей 34 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате услуг за пользование радио.
Как указывает заявитель, Правительство Российской Федерации не разработало порядок возмещения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию названных нормативных актов, а потому спорные убытки, возникшие в результате предоставления льгот, установленных федеральным законодательством, должны финансироваться из федерального бюджета.
Ответчик также ссылается на нарушение статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", предусматривающих принцип самостоятельности бюджетов различных уровней и исключающих возложение на субъект Российской Федерации дополнительных расходов без предоставления соответствующего финансирования.
Законность решения от 05.08.2005 и постановления суда апелляционной инстанции от 19.09.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-4046/2005-3э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Связь" (правопредшественник ОАО "Северо-Западный Телеком") в 2002 году предоставляло отдельным категориям граждан города Воркута льготы за пользование услугами связи (радио), предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны". Размер недополученных истцом платежей в результате предоставления указанных льгот подтверждается актом сверки. В связи с невозмещением этих расходов истец обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.
На основании статьи 30 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ "О связи", действующего в спорный период, при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятиями связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В Федеральном законе от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" отдельным категориям граждан предусмотрена льгота по оплате 50 процентов по оплате услуг за пользование радио. Согласно подпункту "б" пункта 2 статье 10 Закона расходы, связанные с реализацией данной льготы, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" льготы указанной категории граждан предоставляются в том же объеме и за счет тех же источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что при формировании и исполнении бюджета Республики Коми на 2002 год на реализацию упомянутого федерального закона предусматривались и выделялись средства.
В рассматриваемой ситуации убытки у органа связи возникли в связи с невозмещением расходов на оплату тех услуг, которые в силу закона возмещаются за счет средств бюджетов именно субъектов Российской Федерации. Вина субъекта Российской Федерации усматривается в необеспечении финансирования расходов, необходимых для реализации льгот, установленных данным Законом.
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По правилам статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Руководствуясь названными правовыми нормами, суд правильно возложил ответственность за понесенные истцом убытки на Министерство финансов Республики Коми.
Довод заявителя жалобы о том, что порядок возмещения расходов по предоставлению льгот по Федеральному закону "О ветеранах" не определен, не может быть принят судом округа во внимание, ибо данное обстоятельство не служит основанием для освобождения исполнительных органов субъекта Российской Федерации от обязанности по возмещению спорных расходов.
Несостоятельно и возражение Министерства финансов Республики Коми о нарушении положений Бюджетного кодекса Российской Федерации о самостоятельности бюджетов различных уровней и возможности финансирования решений федеральных органов власти исключительно из федерального бюджета.
В статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходы на обеспечение социальной защиты населения финансируются совместно из бюджетов Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации. Распределение названных расходов производится по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время такой порядок не урегулирован. В силу прямого указания Федерального закона "О ветеранах" финансирование спорных льгот должно осуществляться из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Оспариваемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права, содержащиеся в них выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по жалобе относится на заявителя.
Рассмотрев ходатайство Министерства финансов Республики Коми и приняв во внимание то обстоятельство, что в республиканском бюджете денежные средства на уплату государственной пошлины не предусмотрены, суд округа счел возможным на основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации снизить размер государственной пошлины по кассационной жалобе до 500 рублей.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.08.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 19.09.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-4046/2005-3э оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Коми - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Республики Коми с доход федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
НОГТЕВА В.А.
Судьи
ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.
ПРОНИНА С.А.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион