Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 12.01.2006 N А82-15829/2004-7 Ответственность в части возмещения за счет казны РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на Министерство финансов РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 12 января 2006 года Дело N А82-15829/2004-7

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Терешиной Н.М., судей Каширской Н.А., Ногтевой В.А., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области на решение от 07.09.2005 по делу N А82-15829/2004-7 Арбитражного суда Ярославской области, принятое судьей Попковым В.Н., по иску общества с ограниченной ответственностью "Ярославская региональная компания по реализации газа" к Управлению федерального казначейства по Ярославской области, Управлению труда и социальной защиты населения администрации Угличского муниципального округа, Департаменту финансов Ярославской области и Управлению финансов администрации Угличского муниципального округа о взыскании 8036 рублей 08 копеек и
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ярославская региональная компания по реализации газа" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Управлению федерального казначейства по Ярославской области, Управлению труда и социальной защиты населения администрации Угличского муниципального округа, Департаменту финансов Ярославской области и Управлению финансов администрации Угличского муниципального округа о возмещении убытков в сумме 10395 рублей 96 копеек, связанных с предоставлением льгот по оплате газа в период с 01.01.2004 по 31.08.2004 гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", проживающим на территории Угличского муниципального округа, на основании Закона Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
Определениями от 09.03 и 19.04.2005 к участию в деле привлечены: в качестве ответчиков - Министерство финансов Российской Федерации, Департамент финансов Ярославской области, Управление финансов администрации Угличского муниципального округа и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков - Управление труда и социальной защиты населения администрации Угличского муниципального округа.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", решением от 07.09.2005 удовлетворил заявленные требования с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новое об отказе в иске к Министерству финансов Российской Федерации.
По мнению лица, подавшего жалобу, из статей 3, 4, 5 и 8 Закона "О донорстве крови и ее компонентов" вытекает необходимость принятия законодательными органами государственной власти и местного самоуправления программ, на основе которых должно осуществляться финансирование льгот, предоставленных данным Законом. Отсутствие регламентации порядка финансирования предоставления льгот не препятствует субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям до урегулирования этого вопроса предусматривать в своих законах о бюджетах необходимые средства на эти цели.
Заявитель ссылается на постановление администрации Ярославской области от 29.08.2003 N 175, которым утверждена областная целевая программа "Развитие донорства и совершенствование материально-технической базы учреждений службы крови Ярославской области" на 2004 - 2005 годы. Согласно пункту 3.6 раздела 3 этого постановления источником финансирования предоставленных льгот донорам, награжденным знаком "Почетный донор России", в виде снижения размера оплаты коммунальных услуг на 50 процентов является местный бюджет, ответственность за исполнение которого возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований области. В законе Ярославской области от 31.12.2003 N 77-З "Об областном бюджете на 2004 год" предусмотрены средства на финансирование этой программы. Как полагает ответчик, главным распорядителем средств федерального бюджета по реализации Закона является Министерство здравоохранения и социального развития, которое и должно нести бремя по возмещению спорных расходов.
Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации считает, что истец документально не подтвердил размер фактических затрат организации на предоставление спорных льгот.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Законность решения от 07.09.2005 Арбитражного суда Ярославской области по настоящему делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в период с 01.01.2004 по 31.08.2004 ООО "Ярославская региональная компания по реализации газа" на основании Закона Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" предоставляло льготы по оплате природного газа в период с 01.01.2004 по 31.08.2004 гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России", проживающим на территории Угличского муниципального округа.
Как установлено судом и подтверждено документально, истец недополучил от названной категории населения оплату за природный газ в сумме 10395 рублей 96 копеек. Невозмещение компании понесенных затрат явилось основанием для обращения ее в арбитражный суд с настоящим иском.
В пункте "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.07.1998 N 862 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" определено, что на субъект Федерации может быть возложена ответственность за неисполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Согласно статье 4 Закона "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов, а также благотворительных взносов российских и зарубежных неправительственных и общественных организаций и граждан.
В силу статьи 5 названного Закона органы государственного управления и органы местного самоуправления в пределах полномочий обеспечивают на соответствующих территориях выполнение государственных программ развития донорства крови и ее компонентов, финансирование и материально-техническое обеспечение организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов, предоставление донору льгот, установленных законодательством Российской Федерации.
Редакция указанных норм Закона свидетельствует о том, что финансирование названных средств бюджетов может быть осуществлено только после принятия федеральной, республиканских, территориальных и местных программ.
Содержащимися в Законе "О донорстве крови и ее компонентов" нормами не установлены конкретный размер льгот и порядок распределения бремени между уровнями бюджетной системы по финансированию расходов, связанных с их предоставлением.
Предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета, поскольку уполномоченные государственные органы не приняли мер по разработке порядка реализации права на льготу по оплате услуг, предоставленных Законом соответствующей категории граждан, на что прямо указывает своим определением от 09.04.2002 N 68-О Конституционный Суд Российской Федерации. Данная правовая позиция следует из положений Конституции Российской Федерации и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных ООО "Ярославская региональная компания по реализации газа" в связи с реализацией законно установленных льгот, повлекло возникновение у организации убытков. Вина Российской Федерации усматривается в отсутствии финансирования расходов, необходимых для реализации установленных Законом "О донорстве крови и ее компонентов" льгот, а противоправность заключается в уклонении государства от исполнения своих обязательств, декларированных данным Законом.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому суд округа счел, что ответственность правильно возложена на Министерство финансов Российской Федерации, как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.
При таких обстоятельствах возложение обязанности по финансированию льгот на органы субъекта Федерации и местного самоуправления было бы неправомерным. Основания для признания выводов суда первой инстанции неправильными у кассационной инстанции отсутствуют.
Ссылка заявителя на постановление администрации Ярославской области от 29.08.2003 N 175, которым утверждена областная целевая программа "Развитие донорства и совершенствование материально-технической базы учреждений службы крови Ярославской области" на 2004-2005 годы, а также на закон Ярославской области от 31.12.2003 N 77-З "Об областном бюджете на 2004 год" несостоятельна. Названные нормативные акты неприменимы к спорным правоотношениям, поскольку носят рекомендательный характер. Кроме того, в силу статьи 4 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.
Довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что истец документально не подтвердил размер фактических затрат организации на предоставление спорных льгот, отклоняется, поскольку сводится по существу к переоценке доказательств и выводов суда первой инстанции, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного кассационная жалоба Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Владимирской области удовлетворению не подлежит.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов. Названная норма права не подлежит расширительному толкованию и применяется только в случаях, когда эти органы выступают в качестве процессуальных истцов, а в данном случае Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области является ответчиком по делу, поэтому, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя и подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 (часть 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.09.2005 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-15829/2004-7 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Ярославской области в соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
ТЕРЕШИНА Н.М.
Судьи
КАШИРСКАЯ Н.А.
НОГТЕВА В.А.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион