Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 10.10.2005 N А38-514-8/69-2005 Истец является бюджетным учреждением и относится к потребителям нерегулируемой группы, для которых установлен льготный тариф по оплате электроэнергии.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 10 октября 2005 года Дело N А38-514-8/69-2005

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Ногтевой В.А., судей Прониной С.А., Синякиной Т.В., при участии представителей от истца: Андреева В.П. по доверенности от 03.10.2005 N 2931, Швалева Г.С. по доверенности от 13.04.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Мариэнерго", г. Йошкар-Ола, на решение от 25.04.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 23.06.2005 по делу N А38-514-8/69-2005 Арбитражного суда Республики Марий Эл, принятые судьями Волковым А.И., Ширковой Г.Ю., Черных В.А., Щегловой Л.М., по иску Управления внутренних дел города Йошкар-Ола к открытому акционерному обществу "Мариэнерго", г. Йошкар-Ола, третье лицо - открытое акционерное общество "Мариэнергосбыт", о взыскании 35125 рублей 62 копеек и
УСТАНОВИЛ:
Управление внутренних дел города Йошкар-Ола обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к открытому акционерному обществу "Мариэнергосбыт" о взыскании 28038 рублей 19 копеек неосновательного обогащения, возникшего в результате применения завышенного тарифа за потребленную в период с марта 2002 года по февраль 2003 года электроэнергию, и 7482 рублей 30 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением от 31.03.2005 суд осуществил замену ОАО "Мариэнергосбыт" надлежащим ответчиком по делу - открытым акционерным обществом "Мариэнерго"; привлек ОАО "Мариэнергосбыт" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Установив, что ответчик при расчетах за электроэнергию необоснованно не применил к УВД города Йошкар-Ола льготный тариф, установленный Региональной энергетической комиссией Республики Марий Эл для бюджетных организаций, суд первой инстанции решением от 25.04.2005 удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 23.06.2005 оставил решение от 25.04.2005 без изменения по тем же мотивам.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ОАО "Мариэнерго" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 25.04.2005 и постановление от 23.06.2005.
Заявитель указывает, что действовал в соответствии с протоколом заседания правления РЭК Республики Марий Эл N 15 от 11.02.2002, являющимся в силу пункта 20 Правил государственного регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации неотъемлемой частью решения об установлении тарифов. В данном протоколе предусмотрен порядок предоставления льгот по оплате электроэнергии, а именно: установленный двухуровневый тариф на потребленную электрическую энергию в зависимости от доли бюджетных затрат (на уровне нерегулируемой группы) и от доли внебюджетных источников финансирования (на уровне регулируемой группы) применяется с первого числа месяца, следующего за предоставлением в энергоснабжающую организацию справки о доле доходов по бюджетным средствам и внебюджетным источникам, заверенной финансовым органом. В случае ее непредставления абонент оплачивает потребленную электроэнергию по тарифу, установленному регулируемой группе.
Ответчик считает необоснованным вывод двух судебных инстанций о том, что право на применение льготного тарифа возникает со дня введения в действие постановления РЭК Республики Марий Эл об установлении тарифа и не может ставиться в зависимость от представления потребителем справки об источниках финансирования.
Истец в отзыве и устно в судебном заседании отклонил доводы кассационной жалобы и просил оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не обеспечил явку представителя. Кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность судебных актов Арбитражного суда Республики Марий Эл по делу N А38-514-8/69-2005 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Мариэнерго" во исполнение договоров от 27.05.1997 N 1098 и от 26.02.2002 N 6509 в период с марта 2002 года по февраль 2003 года осуществляло отпуск электрической энергии УВД города Йошкар-Ола. Расчеты между сторонами проводились исходя из тарифа, установленного РЭК Республики Марий Эл для регулируемой группы потребителей и составляющего 1,17 рубля за 1 кВт.ч, а с ноября 2002 года - 1,25 рубля за 1 кВт.ч.
УВД города Йошкар-Ола, посчитав, что как бюджетное учреждение оно относится к потребителям нерегулируемой группы, для которых установлен льготный тариф, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.1999 N 1435 "Об утверждении типового положения о Региональной энергетической комиссии субъекта Российской Федерации", действующего в спорный период, тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливают региональные энергетические комиссии.
Согласно протоколу заседания правления РЭК Республики Марий Эл от 11.02.2002 N 15 для организаций бюджетной сферы Республики Марий Эл установлен двухуровневый тариф на потребляемую электрическую энергию в зависимости от доли бюджетных затрат (на уровне нерегулируемой группы) и от доли внебюджетного финансирования (на уровне регулируемой группы). Постановлениями РЭК Республики Марий Эл от 01.03.2002 N 13 и от 05.11.2002 N 79 установлены следующие тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую от сетей ОАО "Мариэнерго": для регулируемой группы - 1,17 рубля за 1 кВт.ч и с ноября 2002 года - 1,25 рубля за 1 кВт.ч, для нерегулируемой группы - 0,79 рубля за 1 кВт.ч.
Суды двух инстанции установили, что истец является бюджетной организацией, в спорный период не оказывал платные услуги; финансирование на коммунальные услуги поступало из федерального и городского бюджетов. Данные факты подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
При указанных обстоятельствах оплата за отпущенную электроэнергию должна производится УВД города Йошкар-Ола по тарифу, установленному для нерегулируемой группы потребителей, в размере 0,79 рубля за 1 кВт.ч.
Предусмотренный в протоколе заседания правления РЭК Республики Марий Эл N 15 от 11.02.2002 порядок применения двухуровнего тарифа, поставленный в зависимость от представления потребителем справки об источниках финансирования, не влияет на право бюджетной организации оплачивать электроэнегию по льготному тарифу. Применение к таким организациям тарифа для регулируемой группы потребителей вследствие несвоевременного представления справки об источниках финансирования не исключает возможность впоследствии провести перерасчет стоимости потребленной энергии исходя из льготного тарифа.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что энергоснабжающая организация в спорный период времени обладала информацией о бюджетном финансировании истца. ОАО "Мариэнерго" ранее отпускало электроэнергию УВД города Йошкар-Ола по тарифу, установленному для нерегулируемой группы потребителей; в материалах дела имеются доказательства направления в адрес ответчика справки начальника УВД города Йошкар-Ола от 26.02.2002 N 41/751 о бюджетном финансировании организации (т. 1, л. д. 102, 103).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл правомерно взыскал с ответчика разницу между стоимостью потребленной электроэнергии, рассчитанной по обычному тарифу, и стоимостью электроэнергии, рассчитанной по льготному тарифу, в качестве неосновательного обогащения.
Обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.04.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 23.06.2005 Арбитражного суда Республики Марий Эл по делу N А38-514-8/69-2005 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Мариэнерго" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
НОГТЕВА В.А.
Судьи
ПРОНИНА С.А.
СИНЯКИНА Т.В.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион