Судебная практика: Волговятский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 12.10.2005 N А43-1062/2005-27-58 Расходы, связанные с предоставлением ветеранам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 12 октября 2005 года Дело N А43-1062/2005-27-58

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Каширской Н.А., Ногтевой В.А., при участии представителя от ответчика - Министерства финансов Нижегородской области: Евсеевой Н.А., доверенность от 20.12.2004 N 018-60-283, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - министерства финансов Нижегородской области на решение от 14.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 07.07.2005 по делу N А43-1062/2005-27-58 Арбитражного суда Нижегородской области, принятые судьями Лягиным В.В., Ланда Р.М., Игнатьевой О.В., Игнатовой И.И., по иску муниципального учреждения "Служба единого заказчика", г. Заволжье, к Министерству финансов Российской Федерации и министерству финансов Нижегородской области; третьи лица - администрация Городецкого района Нижегородской области, Управление по труду и социальной защите населения Городецкого района Нижегородской области, Правительство Нижегородской области, министерство труда и социальной защиты Нижегородской области, муниципальное унитарное предприятие "Тепловодоканал", г. Заволжье Нижегородской области, о взыскании 18129413 рублей 58 копеек убытков и
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение "Служба единого заказчика" (далее - МУ "СЕЗ") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации и министерству финансов Нижегородской области о взыскании 18129413 рублей 58 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением в период с 01.01.2002 по 31.12.2004 льгот населению на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5 "О ветеранах".
Определением от 24.02.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Тепловодоканал".
До принятия решения истец в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уменьшил размер исковых требований и просил взыскать с ответчиков убытки в сумме 14276955 рублей 87 копеек.
Суд первой инстанции, установив, что причиной возникновения убытков явилось недостаточное финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот из областного бюджета, решением от 14.05.2005 удовлетворил исковые требования со ссылкой на статьи 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет казны Нижегородской области, взыскав спорную сумму с министерства финансов Нижегородской области. Производство по делу в части требований к Министерству финансов Российской Федерации прекратил.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.07.2005 решение от 14.05.2005 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство финансов Нижегородской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять новое решение об удовлетворении исковых требований МУ "СЕЗ" за счет Министерства финансов Российской Федерации.
По мнению заявителя жалобы, при определении источника финансирования льгот суду следовало применить пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах", из содержания которого следует, что в конечном итоге расходы возмещаются из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 10 названного Закона, суд не учел, что она противоречит принятому позднее Бюджетному кодексу Российской Федерации, и вопреки принципу самостоятельности бюджетов не применил пункт 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Министерство финансов Нижегородской области оспорило выводы суда о бездействии субъекта в исполнении обязательств по компенсации затрат ветеранам, указав на то, что расходы на реализацию Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах" в состав федерального бюджета в федеральных законах о федеральном бюджете на 2002 - 2004 годы не утверждались. Нижегородская область добровольно приняла на себя бюджетные обязательства и исполняла их в пределах своих финансовых возможностей. В этой связи исковые требования подлежат возмещению за счет федерального бюджета.
Законность решения от 14.05.2005 и постановления апелляционной инстанции от 07.07.2005 Арбитражного суда Нижегородской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУ "СЕЗ" на основании заключенных с Управлением по труду и социальной защите населения администрации Городецкого района договоров от 21.05.2001 N 9, от 08.05.2002 N 24, от 05.02.2003 N 20, от 06.02.2004 N 7 и в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" предоставляло гражданам, проживающим в Городецком районе, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, размер которых составил 34733635 рублей 44 копейки.
По соглашению об уступке права требования от 20.02.2005 МУП "Тепловодоканал" уступило МУ "СЕЗ" право требования с министерства Финансов Российской Федерации и Министерства финансов Нижегородской области убытков в размере 9615856 рублей 27 копеек, в том числе 5724516 рублей 46 копеек по Федеральному закону "О ветеранах".
В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд и просил взыскать с ответчиков 14276955 рублей 87 копеек. Размер убытков подтверждается актами сверок взаимных расчетов между МУ "СЕЗ" и Управлением по труду и социальной защите Городецкого района (том 1, л. д. 17 - 20) и не оспаривается ответчиками.
Расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункты "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах"). При этом за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (включая услуги по водоснабжению, водоотведению, вывозу бытового мусора).
В части 2 статьи 10 названного Закона предусмотрено, что порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
Согласно Положению о порядке предоставления льгот категориям ветеранов, утвержденному постановлением Администрации Нижегородской области от 14.04.1998 N 95 "О порядке реализации на территории области Федерального закона "О ветеранах", расходы на финансирование льгот и преимуществ, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ежегодно определяются при формировании областного бюджета и установлении межбюджетных отношений с городами и районами области.
Суд первой и апелляционной инстанций установил, что Нижегородской областью денежные средства на реализацию данного Закона бюджету Городецкого района выделены не в полном объеме.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Неисполнение Нижегородской областью своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, повлекло возникновение убытков.
Противоправность поведения заключалась в уклонении (бездействии) субъекта Российской Федерации - Нижегородской области - от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес заявитель иска в связи с реализацией установленных законом льгот. Уклонение министерства финансов Нижегородской области от исполнения своих обязательств усматривается из того, что в законе Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий год предусмотрено недостаточно средств для выплаты компенсации по произведенным истцом затратам.
По правилам статьи 1071 Кодекса в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленный иск за счет казны Нижегородской области, взыскав убытки с министерства финансов Нижегородской области.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии его вины в причинении истцу убытков, связанных с предоставлением льгот ветеранам, отклоняются. На основании закона финансирование расходов на предоставление ветеранам льгот по оплате коммунальных услуг должно осуществляться за счет средств областного бюджета. По причине недостаточного финансирования расходов на реализацию льгот ветеранам затраты истца в сумме 14276955 рублей 87 копеек не были компенсированы.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за кассационную жалобу не рассматривался, так как заявитель освобожден от ее уплаты в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 07.07.2005 Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-1062/2005-27-58 оставить без изменения, кассационную жалобу министерства финансов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
СИНЯКИНА Т.В.
Судьи
КАШИРСКАЯ Н.А.
НОГТЕВА В.А.




Вернутся в раздел Судебная практика: Волговятский регион