Судебная практика: Урал

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 28.12.2005 N Ф09-5974/05-С1 Поскольку изменение налоговой ставки в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, суды сделали правильный вывод о праве предпринимателя уплачивать налог на игорный бизнес с применением прежней ставки, а также на возврат излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2005 г. Дело N Ф09-5974/05-С1

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Варламовой Т.В., судей Василенко С.Н., Лимонова И.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции от 03.08.2005 (резолютивная часть от 28.07.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 30.09.2005 (резолютивная часть от 29.09.2005) Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-9792/05.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Алексеева Людмила Васильевна (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к инспекции о признании незаконным отказа о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 1557375 руб.
Решением суда первой инстанции от 03.08.2005 (резолютивная часть от 28.07.2005; судья Кулаев Р.Ф.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.09.2005 (резолютивная часть от 29.09.2005; судьи Боброва С.А., Новикова Л.В., Чернышова С.Л.) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес".
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник по поводу бездействия инспекции по возврату излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес в размере 1557375 руб. Предприниматель считает, что он вправе уплачивать налог на игорный бизнес по прежней ставке - 1500 руб., которая была установлена в 2002 г. в начале его предпринимательской деятельности как субъекта малого предпринимательства на основании ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ), обратился в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес (ввиду уплаты налога в январе - августе 2004 г. - 3750 руб., сентябре - декабре 2004 г. - 7500 руб. по новым повышенным ставкам, установленным с 01.01.2004 Законом Республики Башкортостан от 04.11.2003 N 241-З "О ставках налога на игорный бизнес в Республике Башкортостан").
Бездействие инспекции повлекло обращение предпринимателя с заявлением в арбитражный суд о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что предприниматель вправе воспользоваться гарантиями, установленными ст. 9 Закона N 88-ФЗ.
Вывод судов является правильным, основанным на материалах дела и действующем законодательстве.
Согласно ст. 9 Закона N 88-ФЗ, в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Постановлением от 19.06.2003 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что указанная выше норма Закона N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов, и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Поскольку ставка налога является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности. Таким образом, суды сделали правильный вывод о праве предпринимателя уплачивать налог на игорный бизнес с применением прежней ставки, а также на возврат излишне уплаченной суммы налога на игорный бизнес.
Доводы инспекции, изложенные в жалобе, отклоняются как основанные на неверном толковании закона.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 03.08.2005 (резолютивная часть от 28.07.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 30.09.2005 (резолютивная часть от 29.09.2005) Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-9792/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Председательствующий
ВАРЛАМОВА Т.В.
Судьи
ВАСИЛЕНКО С.Н.
ЛИМОНОВ И.В.




Вернутся в раздел Судебная практика: Урал