Судебная практика: Урал

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 16.01.2006 N Ф09-577/05-С3 Суд пришел к верному выводу о том, что обязанность по передаче и принятию общежития в муниципальную собственность определена императивно, волеизъявление муниципального образования на принятие в муниципальную собственность данного имущества выражено в распоряжении главы города, и признал подлежащим удовлетворению требование о понуждении администрации муниципального образования принять спорный объект в муниципальную собственность в установленном законом порядке.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2006 г. Дело N Ф09-577/05-С3

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Черкасской Г.Н., судей Пановой Л.А., Гайдука А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Оренбурга на решение суда первой инстанции от 05.08.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 03.11.2005 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-4369/2004-2-ГК.
В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Оренбургский локомотиворемонтный завод" (далее - ОАО "Российские железные дороги" в лице Оренбургского локомотиворемонтного завода) - Власова Л.П. (доверенность от 16.01.2004, реестр N 289), Бобылева М.В. (доверенность от 22.07.2005, реестр N 3969).
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
ОАО "Российские железные дороги" в лице Оренбургского локомотиворемонтного завода обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Комитету по управлению имуществом г. Оренбурга, администрации г. Оренбурга о понуждении принять на баланс муниципального образования (в муниципальную собственность) общежитие "Локомотив", расположенное по адресу: г. Оренбург, пр. Бр. Коростелевых, д. 43, и станцию "Юный техник", расположенную по адресу: г. Оренбург, пер. Дорожный, д. 2а.
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец уточнил свои требования, просил передать в муниципальную собственность здание общежития "Локомотив", отказался от требования о принятии в муниципальную собственность станции "Юный техник".
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Оренбургской области, Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области, Комитет по управлению государственным имуществом и природным ресурсам Оренбургской области.
Решением суда первой инстанции от 14.10.2004 (судья Федорова С.Г.) в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.12.2004 (резолютивная часть от 21.12.2004; судьи Дмитриенко Т.А., Мохунов В.И., Деревягина Л.А.) решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.03.2005 (судьи Панова Л.А., Купреенков В.А., Макаров В.Н.) решение и постановление отменены, дело передано в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении судом первой инстанции в решении от 05.08.2005 (судья Горохов В.А.) исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал администрацию муниципального образования "Город Оренбург" принять в муниципальную собственность здание общежития, литера А, общей площадью 4595,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Оренбург, пр. Бр. Коростелевых, д. 43. Производство по делу в части принятия в муниципальную собственность станции "Юный техник", расположенной по адресу: г. Оренбург, пер. Дорожный, д. 2а, прекращено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.11.2005 (судьи Дмитриенко Т.А., Мохунов В.И., Деревягина Л.А.) решение изменено, в отношении Комитета по управлению имуществом г. Оренбурга в иске отказано, в остальной части решение оставлено без изменения.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства Российской Федерации N 235 издано 07.03.1995, а не 09.03.1995.
------------------------------------------------------------------
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация г. Оренбурга просит решение суда первой инстанции от 05.08.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 03.11.2005 отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой и апелляционной инстанций положений Постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.1995 N 235, Распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, нарушение судом нормы, содержащейся в п. 2 ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" в лице Оренбургского локомотиворемонтного завода просит оставить решение и постановление без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 и N 585 на базе имущества ранее существовавших федеральных государственных унитарных предприятий Министерства путей сообщения Российской Федерации создано ОАО "Российские железные дороги", которому передано имущество этих предприятий.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 24.06.2004 N Юп-27/13-3862-р, здание общежития, расположенное по адресу: г. Оренбург, ул. Бр. Коростелевых, д. 43, является объектом федеральной собственности и находится на балансе федерального государственного унитарного предприятия "Оренбургский локомотиворемонтный завод Министерства путей сообщения Российской Федерации".
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р на Территориальные управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Оренбургской области (правопреемниками которых являются Территориальные управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области) субъектов Российской Федерации возложена обязанность с участием ОАО "Российские железные дороги" осуществить передачу в установленном порядке в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе общежития "Локомотив" общей площадью 4595,8 кв. м, расположенного по адресу: г. Оренбург, пр. Бр. Коростелевых, д. 43.
В связи с отказом Комитета по управлению государственным имуществом г. Оренбурга в удовлетворении запроса федерального государственного унитарного предприятия "Оренбургский локомотиворемонтный завод Министерства путей сообщения Российской Федерации", а затем филиала ОАО "Российские железные дороги" Оренбургский локомотиворемонтный завод о принятии указанного общежития в муниципальную собственность, истец обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования в части обязания администрации муниципального образования "Город Оренбург" принять в муниципальную собственность здание общежития, литера А, общей площадью 4595,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Оренбург, пр. Бр. Коростелевых, д. 43, суд исходил из следующего.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства Российской Федерации N 235 издано 07.03.1995, а не 07.05.1995.
------------------------------------------------------------------
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р, федеральным государственным унитарным предприятиям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства, предписывалось завершить до 31.12.2004 передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.1995 N 235.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Распоряжение Президента Российской Федерации N 114-рп издано 18.03.1992, а не 18.05.1992.
------------------------------------------------------------------
В силу п. 4 указанного Постановления объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, и в ведении казенных заводов, создаваемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1003, передаются в государственную собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.05.1992 N 114-рп.
Согласно п. 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением N 114-рп, указано, что в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
Постановлением N 3020-1 к муниципальной собственности отнесены, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
Распоряжением главы г. Оренбурга от 14.09.1999 N 3627-р в соответствии с Постановлением N 3020-1, Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп утвержден дополнительный перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность г. Оренбурга, в число которых включено общежитие "Локомотив".
Учитывая изложенное, суд первой и апелляционной инстанций пришел к верному выводу о том, что перечисленными выше актами обязанность по передаче и принятию спорного объекта в муниципальную собственность определена императивно, волеизъявление муниципального образования на принятие в муниципальную собственность данного имущества выражено в распоряжении главы г. Оренбурга от 14.09.1999 N 3627-р, и признал подлежащим удовлетворению требование о понуждении администрации муниципального образования "Город Оренбург" принять спорный объект в муниципальную собственность в установленном законом порядке (ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с отказом истца от требований в части передачи в муниципальную собственность станции "Юный техник" производство по делу в этой части обоснованно прекращено судом в порядке, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований в отношении Комитета по управлению государственным имуществом г. Оренбурга, правомерно исходил из того, что Положением "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Оренбурга", утвержденным постановлением Оренбургского городского Совета от 11.12.1996 N 82, ст. 34 Устава г. Оренбурга и ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия по принятию решения о приобретении имущества в муниципальную собственность г. Оренбурга отнесены к компетенции администрации г. Оренбурга, следовательно, Комитет по управлению государственным имуществом г. Оренбурга не является надлежащим ответчиком по делу.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Таким образом, постановление суда апелляционной инстанции является законным и обоснованным, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление суда апелляционной инстанции от 03.11.2005 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-4369/2004-2-ГК оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий
ЧЕРКАССКАЯ Г.Н.
Судьи
ПАНОВА Л.А.
ГАЙДУК А.А.




Вернутся в раздел Судебная практика: Урал