ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2005 г. Дело N Ф09-4031/05-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Вербенко Т.Л., судей Матанцева И.В., Столярова А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) на постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2005 по делу N А60-599/05 по иску Муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика" муниципального образования "г. Каменск-Уральский" (далее - МУ "Дирекция единого заказчика" МО "г. Каменск-Уральский") к Минфину России, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области о взыскании 5587270 руб.; третье лицо - Администрация муниципального образования "г. Каменск-Уральский".
В судебном заседании приняли участие представители: истца - Сальникова А.А. (доверенность от 11.01.2005 N 4); Минфина России - Кочергина Ю.М. (доверенность от 27.01.2005); Управления федерального казначейства по Свердловской области - Кочергина Ю.М. (доверенность от 19.01.2005 N 13-17/98); Министерства финансов Свердловской области - Мельникова М.И. (доверенность от 11.01.2005 N 13-18).
Третье лицо о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечило.
МУ "Дирекция единого заказчика" МО "г. Каменск-Уральский" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с Минфина Российской Федерации 2312827 руб. 22 коп. убытков, в том числе 1127795 руб. 68 коп. убытков, причиненных предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2001 - 2003 годах на основании Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов"; 767472 руб. убытков, причиненных предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в период с 01.01.2001 по 01.07.2002 на основании Закона Российской Федерации "О милиции" и Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации; 19660 руб. убытков, причиненных предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в период с 01.01.2001 по 01.07.2002 на основании Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации; 382279 руб. 54 коп. убытков, причиненных предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в период с 01.01.2001 по 01.07.2002 на основании Федерального закона "О пожарной безопасности"; 17620 руб. убытков, причиненных предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в период с 01.01.2002 по 01.07.2002 на основании Таможенного кодекса Российской Федерации; о взыскании с Министерства финансов Свердловской области 314750 руб. убытков, в том числе 12730 руб. убытков, причиненных предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в период с 01.01.2003 по 01.07.2004 на основании Закона Российской Федерации "О статусе героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы"; 302020 руб. убытков, причиненных предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2001 - 2003 годах на основании Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" (с учетом уменьшения исковых требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 10.06.2005 (судья Самойлова Т.С.) с Министерства финансов Свердловской области за счет казны Свердловской области в пользу МУ "Дирекция единого заказчика" МО "г. Каменск-Уральский" взыскано 314750 руб., с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУ "Дирекция единого заказчика" МО "г. Каменск-Уральский" взыскано 1766235 руб. 07 коп. В удовлетворении остальной части требований к Министерству финансов Российской Федерации отказано. В отношении Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Свердловской области производство по делу прекращено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.09.2005 (судьи Лутфурахманова Н.Я., Зорина Н.Л., Мыльникова В.С.) решение изменено, с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУ "Дирекция единого заказчика" МО "г. Каменск-Уральский" взыскано 2312827 руб. 22 коп. В остальной части решение оставлено без изменения.
Минфин России с постановлением апелляционной инстанции не согласен, просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение ст. 30 Закона Российской Федерации "О милиции", а также на отсутствие вины в действиях Российской Федерации по реализации Федеральных законов социальной направленности. Кроме этого, Минфин России указывает на наличие у бюджета субъекта Российской Федерации обязанности по долевому участию в финансировании Федеральных законов социальной направленности, при этом Минфин России полагает, что свою обязанность по финансированию он выполнил, перечислив в 2002 в областной бюджет субсидии в размере 49908000 руб.
Проверив в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность судебных актов в обжалуемой части, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2001 по 01.07.2002 истец на основании федерального законодательства предоставлял льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
В результате предоставления данных льгот у истца возникли убытки: по льготе, предоставленной на основании Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" - 1127795 руб. 68 коп.; по льготе, предоставленной на основании Закона Российской Федерации "О милиции" - 767472 руб.; по льготе, предоставленной на основании Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" - 19660 руб.; по льготе, предоставленной на основании Таможенного кодекса Российской Федерации - 17620 руб.; по льготе, предоставленной на основании Федерального закона "О пожарной безопасности" - 382279 руб. 54 коп.; всего 2312827 руб. 22 коп. убытков, которые он просил взыскать с Минфина России в судебном порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона Российской Федерации "О милиции", ст. 17 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", ст. 434 Таможенного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона "О противопожарной безопасности" сотрудникам указанных служб и проживающим с ними членам семей предоставляется 50% скидка в оплате жилых помещений, технического обслуживания, содержания и ремонта мест общего пользования в жилых домах, коммунальных услуг.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания с Минфина России 640439 руб. 39 коп. убытков суд первой инстанции исходил из того, что истцом только в указанной сумме документально подтверждены понесенные расходы, а именно: по льготам, предоставленным в течение 2001 г. сотрудникам милиции и лицам, приравненным к ним, - 557463 руб. 59 коп.; по льготам, предоставленным в 2001 г. сотрудникам налоговой полиции - 14150 руб.; по льготам, предоставленной в 2001 должностным лицам таможенных органов - 10670 руб.; по льготам, предоставленным в 2001 сотрудникам государственной противопожарной службы - 58155 руб.
Суд апелляционной инстанции, установив, что органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме финансирование исполнения положений вышеназванных Законов Российской Федерации, изменил решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании 546592 руб. 95 коп и взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУ "Дирекция единого заказчика" МО "г. Каменск-Уральский" 2312827 руб. 22 коп. убытков.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на нормах действующего законодательства и установленных судом обстоятельствах.
В силу ст. 35 Закона Российской Федерации "О милиции" финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов.
Следовательно, возмещение расходов МУ "Дирекция единого заказчика" МО "г. Каменск-Уральский", связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг сотрудникам милиции, как и сотрудникам федеральной противопожарной службы поставлено в зависимость от источника финансирования подразделения, в котором проходят службу лица, имеющие права на получение льгот, и должно осуществляться из средств бюджетов, за счет которых создано и финансируются соответствующие подразделения.
Кроме того, из смысла Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О следует, что предоставление льгот, предусмотренных федеральными законами, впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношениях федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет федерального бюджета.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 273) на данный федеральный орган исполнительной власти возложена функция разработки проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета.
Поскольку в спорный период механизм возмещения названных льгот разработан не был, а также учитывая, что доказательств надлежащего исполнения Минфином России своих обязанностей по компенсированию в полном объеме расходов от предоставления льгот на основании Закона Российской Федерации "О милиции", Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", Таможенного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О противопожарной безопасности" в материалах дела не имеется (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что убытки, связанные с предоставлением льгот на основании указанных законов, возникли у истца в результате неисполнения федеральными органами власти возложенных на них законодательством Российской Федерации обязанностей.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования суда апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2005 по делу N А60-599/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
ВЕРБЕНКО Т.Л.
Судьи
МАТАНЦЕВ И.В.
СТОЛЯРОВ А.А.
Судебная практика: Урал
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 05.12.2005 N Ф09-4031/05-С5 Предоставление льгот, предусмотренных федеральными законами, впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношениях федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет федерального бюджета.
Вернутся в раздел Судебная практика: Урал