Судебная практика: Урал

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 14.12.2005 N Ф09-4082/05-С3 Суд пришел к верному выводу о том, что регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации права оперативного управления ввиду наличия противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2005 г. Дело N Ф09-4082/05-С3

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Черкасской Г.Н., судей Купреенкова В.А., Гайдука А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации г. Чайковского на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 08.08.2005 по делу N А50-18142/2005-Г24.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Государственное учреждение "Управление Федеральной почтовой связи Пермской области" (далее - ГУ "Управление Федеральной почтовой связи Пермской области") обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (далее - ГУ ФРС по Пермской области и КПАО), Чайковскому отделу Главного управления Федеральной регистрационной службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (далее - Чайковский отдел ГУ ФРС по Пермской области и КПАО), Комитету по управлению имуществом администрации г. Чайковского о признании незаконным отказа в государственной регистрации права оперативного управления ГУ "Управление Федеральной почтовой связи Пермской области" на нежилое помещение отделения почтовой связи общей площадью 94,6 кв. м, расположенное по адресу: Пермская область, г. Чайковский, с. Фоки, ул. Ленина, д. 45; признании недействительной государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение отделения почтовой связи, расположенное по адресу: Пермская область, г. Чайковский, с. Фоки, ул. Ленина, д. 45; возложении на Чайковский отдел ГУ ФРС по Пермской области и КПАО обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ГУ "Управление Федеральной почтовой связи Пермской области".
Определением суда первой инстанции от 13.07.2005 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Пермской области (правопреемник - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области).
До принятия решения судом первой инстанции истец уточнил исковые требования, просил признать недействительной государственную регистрацию права муниципальной собственности на нежилое помещение отделения почтовой связи, расположенное по адресу: Пермская область, г. Чайковский, с. Фоки, ул. Ленина, д. 45; признать недействительным отказ (решение) Чайковского отдела ГУ ФРС по Пермской области и КПАО от 20.04.2005 N 59-1/09-69/2004-180, 181 в государственной регистрации права оперативного управления ГУ "Управление Федеральной почтовой связи Пермской области" на нежилое помещение отделения почтовой связи общей площадью 94,6 кв. м, расположенное по адресу: Пермская область, г. Чайковский, с. Фоки, ул. Ленина, л. 45: обязать Чайковский отдел ГУ ФРС по Пермской области и КПАО зарегистрировать право оперативного управления на спорное нежилое помещение за ГУ "Управление Федеральной почтовой связи Пермской области".
Решением суда первой инстанции от 08.08.2005 (судья Зеленина Т.Л.) заявленные требования удовлетворены в части признания недействительной государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования "Город Чайковский с прилегающей территорией" на нежилое помещение отделения почтовой связи площадью 94,6 кв. м, расположенное по адресу: Пермская область, г. Чайковский, с. Фоки, ул. Ленина, д. 45. В удовлетворении иска в остальной части отказано. Производство по делу в части требований, предъявленных к ответчику - Чайковскому отделу ГУ ФРС по Пермской области и КПАО - прекращено.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Комитет по управлению имуществом администрации г. Чайковского просит решение суда первой инстанции отменить. Заявитель ссылается на необоснованное неприменение судом первой инстанции норм, содержащихся в ст. 180, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзывах на кассационную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермской области, ГУ ФРС по Пермской области и КПАО и ГУ "Управление Федеральной почтовой связи Пермской области" просят оставить решение без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, 21.12.2004 Пермским областным государственным учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним "Пермская областная регистрационная палата" (правопреемник - ГУ ФРС по Пермской области и КПАО) произведена государственная регистрация права собственности муниципального образования "Город Чайковский с прилегающей территорией" на часть здания администрации, состоящую из помещений на 1-м этаже 2-этажного кирпичного здания с подвалом общей площадью 94,6 кв. м, расположенного по адресу: Пермская область, г. Чайковский, с. Фоки, ул. Ленина, д. 45.
ГУ "Управление Федеральной почтовой связи Пермской области" 28.12.2004 обратилось в Чайковский филиал Пермской областной регистрационной палаты с заявлением о проведении государственной регистрации права оперативного управления на указанное выше помещение.
Сообщением от 24.05.2005 N 69/2004-392 в государственной регистрации за истцом права оперативного управления на спорное имущество отказано на основании абз. 11 п. 1 ст. 20, абз. 2 п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) ввиду наличия противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, неустранение причин, препятствующих государственной регистрации прав в течение срока приостановления государственной регистрации.
Ссылаясь на то, что спорный объект относится к федеральной собственности, внесен в реестр федерального имущества и предоставлен истцу на праве оперативного управления, истец обратился в арбитражный суд с требованиями о признании незаконным отказа в государственной регистрации права оперативного управления ГУ "Управление Федеральной почтовой связи Пермской области", о признании недействительной государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект и обязании регистрирующего органа зарегистрировать право оперативного управления на спорное нежилое помещение за ГУ "Управление Федеральной почтовой связи Пермской области".
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительной государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный объект, исходил из следующего.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 2 Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Материалами дела подтверждено использование спорных помещений для размещения отделений почтовой связи с момента ввода здания в эксплуатацию (технический паспорт нежилого здания, паспорт здания Фокинского сельского совета, список предприятий связи Пермской области на 01.01.1992, справка от 14.10.2003).
Согласно п. 2 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), имущество учреждений, финансируемых из федерального бюджета, относится исключительно к федеральной собственности.
Поскольку имущество ГУ "Управление Федеральной почтовой связи Пермской области" относится исключительно к федеральной собственности в силу прямого указания Постановления N 3020-1, а также Положения о государственном учреждении - Управлении Федеральной почтовой связи Пермской области, утвержденного Председателем Госкомитета России связи и информатизации от 30.04.1997, судом сделан верный вывод об отсутствии оснований для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорное нежилое помещение.
Кроме того, как верно указал суд, отсутствие у муниципального образования права собственности на спорное помещение подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермской области от 28.09.2004 по делу N А50-21257/2004-Г1.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в остальной части, суд правомерно исходил из того, что истец обратился с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления после внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права муниципальной собственности на спорный объект.
В силу п. 1 ст. 2 Закона зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации права оперативного управления со ссылкой на п. 1 ст. 20 Закона ввиду наличия противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами. Основания для признания незаконным отказа в государственной регистрации права оперативного управления, а следовательно, и обязания Чайковского отдела ГУ ФРС по Пермской области и КПАО произвести государственную регистрацию права оперативного управления на спорное нежилое помещение за ГУ "Управление Федеральной почтовой связи Пермской области" отсутствуют.
Производство по делу в части требований к ответчику - Чайковскому отделу ГУ ФРС по Пермской области и КПАО, не являющемуся юридическим лицом, обоснованно прекращено судом первой инстанции на основании положений ст. 27, 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод Комитета по управлению имуществом администрации г. Чайковского о пропуске срока исковой давности исследован судом первой инстанции и обоснованно отклонен, поскольку решением малого совета Пермского областного Совета народных депутатов от 10.12.1992 N 501 передача в муниципальную собственность спорного помещения, занимаемого отделением почтовой связи, не предусматривалась.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основаниями к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции от 08.08.2005 Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-18142/2005-Г24 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации г. Чайковского - без удовлетворения.
Председательствующий
ЧЕРКАССКАЯ Г.Н.
Судьи
КУПРЕЕНКОВ В.А.
ГАЙДУК А.А.




Вернутся в раздел Судебная практика: Урал