ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2005 г. Дело N Ф09-4126/05-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Татаркиной Т.Н., судей Семеновой З.Г., Сулейменовой Т.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 19.08.2005 по делу N А50-15419/2005.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Пермэнерго" (далее - ОАО ЭиЭ "Пермэнерго") обратилось в Арбитражный суд Пермской области с иском к государственному учреждению "Камское управление лесных исправительных учреждений Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Пермской области" (далее - ГУ "Камское УЛИУ ГУИН МЮ России по Пермской области") о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности государственного учреждения АМ-244/9 Усольского управления лесных исправительных учреждений Минюста России (далее - ГУ АМ-244/9) в сумме 4427237 руб. 27 коп. Третье лицо - ФСИН России.
Согласно ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по ходатайству истца определением от 12.07.2005 произведена замена ответчика - ГУ "Камское УЛИУ ГУИН МЮ России по Пермской области" - на ФСИН России.
Решением суда первой инстанции от 19.08.2005 (судья Захарова Н.И.) с ФСИН России в пользу ОАО ЭиЭ "Пермэнерго" взыскано 4427237 руб. 27 коп. основного долга в порядке субсидиарной ответственности.
В суде апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ФСИН России просит указанное решение отменить, принять новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, при этом заявитель указывает на то, что суд не применил подлежащее применению Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143 "Об утверждении Правил исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета"; неправильно применил ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как оснований для установления субсидиарной ответственности в данном случае не имеется, поскольку в спорном правоотношении поставлен вопрос не об ответственности по обязательству, а об ответственности в ходе совершения исполнительного производства; нарушил ст. 135 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Пермской области от 01.03.2004 по делу N А50-33896/2003 с ГУ АМ-244/9 в пользу ОАО ЭиЭ "Пермэнерго" взыскано 4427237 руб. 27 коп. задолженности за потребленную электроэнергию.
На основании указанного решения Арбитражным судом Пермской области выдан исполнительный лист от 12.04.2004 N 035238. Судебным приставом-исполнителем Чердынского подразделения судебных приставов N 43 Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу возбуждено исполнительное производство N 779-3/04.
Судебным приставом-исполнителем 29.06.2004 составлен акт о невозможности взыскания. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 30.06.2004 исполнительный документ о взыскании в пользу ОАО ЭиЭ "Пермэнерго" 4427237 руб. 27 коп. возвращен взыскателю без исполнения ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. Исполнительное производство окончено.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО ЭиЭ "Пермэнерго" в суд с иском о взыскании с ответчика в порядке субсидиарной ответственности 4427237 руб. 27 коп. задолженности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно п. 1 ст. 399 указанного Кодекса, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В силу ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы не допускается. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный органы управления уголовно-исполнительной системы.
Из смысла указанной нормы следует, что при недостаточности денежных средств у учреждения исполнения наказания кредитору принадлежит право предъявить требование к территориальному либо федеральному органам управления уголовно-исполнительной системы по своему выбору.
Материалами дела подтверждается отсутствие у ГУ АМ-244/9 денежных средств на погашение задолженности по исполнительному листу, выданному на основании решения Арбитражного суда Пермской области от 01.03.2003 по делу N А50-33896/2003.
Согласно Положению о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
В соответствии с абз. 2 ст. 11 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы" право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу управления уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о возложении субсидиарной ответственности по обязательствам ГУ АМ-244/9 на ФСИН России как лицо, которое осуществляет полномочия собственника в отношении имущества учреждения уголовно-исполнительной системы.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суд не применил подлежащее применению Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143 "Об утверждении Правил исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета", судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2001 N ГКПИ2001-864 установлено, что содержание указанного правового акта свидетельствует о том, что порядок принудительного исполнения судебных актов им не регулируется. Следовательно, осуществление взыскания по исполнительному листу в соответствии с п. 6 указанных Правил является правом, а не обязанностью кредитора. При таких обстоятельствах ОАО ЭиЭ "Пермэнерго" имело право на взыскание задолженности ГУ АМ-244/9 по исполнительному листу как в порядке, установленном Правилами, так и по основаниям, предусмотренным ст. 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка ФСИН России на отсутствие оснований для установления субсидиарной ответственности в порядке, предусмотренном ст. 120 указанного Кодекса, поскольку в спорном правоотношении рассматривается вопрос не об ответственности по обязательству, а об ответственности в ходе совершения исполнительного производства, несостоятельна, так как решение арбитражного суда устанавливает наличие обязательства, которое подлежит принудительному исполнению, в том числе и в порядке субсидиарной ответственности, что не противоречит ст. 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя о нарушении судом ст. 135 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" судом кассационной инстанции не принимается, так как указанная норма права регулирует порядок исполнения судебных актов, что не является предметом спора по данному делу.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 19.08.2005 по делу N А50-15419/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказания России - без удовлетворения.
Председательствующий
ТАТАРКИНА Т.Н.
Судьи
СЕМЕНОВА З.Г.
СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.
Судебная практика: Урал
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 14.12.2005 N Ф09-4126/05-С6 Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный органы управления уголовно-исполнительной системы.
Вернутся в раздел Судебная практика: Урал