Судебная практика: Урал

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 21.12.2005 N Ф09-4174/05-С4 Заявление, подписанное ненадлежащим лицом (при отсутствии решения общего собрания акционеров о реорганизации), не имеет юридической силы, то есть считается не поданным, что является основанием для отказа в государственной регистрации.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2005 г. Дело N Ф09-4174/05-С4

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Кондратьевой Л.И., судей Дядченко Л.В., Черкезова Е.О. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Металлургическому району г. Челябинска (далее - инспекция) на решение от 09.09.2005 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-23302/2005-58-600 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кэлз-Инвест" (далее - ООО "Кэлз-Инвест") к инспекции, при участии в деле в качестве третьих лиц - закрытого акционерного общества Компания "Ольваир" (далее - ЗАО Компания "Ольваир"), общества с ограниченной ответственностью "ЮжМеталлСтрой" (далее - ООО "ЮжМеталлСтрой"), о признании недействительным ненормативного акта государственного органа.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Шулаева Д.Р. (доверенность от 01.06.2005 N 03/9128).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, другие представители в судебное заседание не явились.
ООО "Кэлз-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения ИФНС РФ по Металлургическому району г. Челябинска от 31.05.2004 N 646 о регистрации при прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме слияния открытого акционерного общества "Калашниковский электроламповый завод" (далее - ОАО "Калашниковский электроламповый завод") на основании представленных для регистрации документов, полученных регистрирующим органом, на основании ч. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 47, ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об акционерных обществах", ст. 11, 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Определением от 10.08.2005 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: ЗАО Компания "Ольваир", ООО "ЮжМеталлСтрой".
Решением от 09.09.2005 (судья Карпачева М.И.) признано недействительным решение ИФНС РФ по Металлургическому району г. Челябинска от 31.05.2004 N 646 о регистрации при прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме слияния ОАО "Калашниковский электроламповый завод". Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав ООО "Кэлз-Инвест".
В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
ИФНС РФ по Металлургическому району г. Челябинска не согласна с мотивировочной частью решения арбитражного суда, просит ее изменить. Обжалуя судебный акт, заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда о нарушении инспекцией ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 17 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" фактическим обстоятельствам дела.
Законность решения проверена в обжалуемой части в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, инспекция ФНС по Металлургическому району г. Челябинска 31.05.2004 приняла решение N 646 о регистрации прекращения деятельности юридического лица - ОАО "Калашниковский электроламповый завод" - путем реорганизации в форме слияния. Названное решение о прекращении юридического лица принято инспекцией в связи с представлением 26.05.2004 следующих документов: заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, составленное по форме Р12001, подписанное директором вновь создаваемого юридического лица ЗАО Компания "Ольваир" Шевниным А.В., заверенное нотариально; учредительные документы ЗАО Компания "Ольваир"; протокол от 22.04.2004 N 22 общего собрания учредителей ООО "ЮжМеталлСтрой" (с указанием его как единственного акционера ОАО "Калашниковский электроламповый завод") с решением о реорганизации ОАО "Калашниковский электроламповый завод" и ЗАО "ВЕОН" путем слияния и создания ЗАО Компания "Ольваир"; протокол от 24.05.2004 N 1 совместного собрания акционеров ОАО "Калашниковский электроламповый завод" (с указанием ООО "ЮжМеталлСтрой" как единственного акционера и учредителя ОАО "Калашниковский электроламповый завод") и ЗАО "ВЕОН"; договор о слиянии; передаточный акт.
ООО "Кэлз-Инвест" - акционером ОАО "Калашниковский электроламповый завод" - заявлено требование о признании решения налогового органа недействительным в связи с тем, что государственная регистрация прекращения деятельности произведена с нарушением ч. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 47, ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об акционерных обществах", ст. 11, 14 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", так как налоговый орган при государственной регистрации не проверил наличие полномочий на право обращения с таким заявлением у лица, подавшего заявление, а акционеры ОАО "Калашниковский электроламповый завод" решения о реорганизации (слиянии) не принимали.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в Российской Федерации ведется Единый государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения о создании и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 названного Закона.
Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом, которым могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специального уполномоченного государственного органа, или актом органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, приведен в ст. 14 названного Закона, одним из которых является решение о реорганизации юридического лица.
В силу перечисленных норм регистрирующий орган при приеме заявления о государственной регистрации обязан проверить, от надлежащего ли (уполномоченного) лица оно подано.
При рассмотрении пакета документов, представленных в инспекцию для решения вопроса о государственной регистрации, уполномоченным органом не проверены полномочия лица, подающего документы.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона "Об акционерных обществах" решение о реорганизации общества относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Инспекцией принято как надлежащее решение о реорганизации ОАО "Калашниковский электроламповый завод", протокол от 22.04.2004 N 22 общего собрания учредителей ООО "ЮжМеталлСтрой", при этом сведения о том, что ООО "ЮжМеталлСтрой" является единственным акционером реорганизуемого юридического лица не проверены на их достоверность, то есть не соотнесены с информацией, которая содержится в Едином государственном реестре юридических лиц.
По смыслу норм Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" запись в Едином государственном реестре юридических лиц имеет правовое значение для установления юридического факта - государственной регистрации юридического лица (в том числе: при его создании, реорганизации, ликвидации).
В нарушение норм Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представленные на государственную регистрацию документы не содержали достоверных сведений о лицах, которые уполномочены подавать документы в регистрирующий орган (имеющиеся в документах сведения отличны от сведений, указанных в Едином государственном реестре юридических лиц, и которые доступны для проверки уполномоченному органу).
Заявление, подписанное ненадлежащим лицом (при отсутствии решения общего собрания акционеров о реорганизации), не имеет юридической силы, то есть считается неподанным, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. В данном случае, в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" регистрация прекращения ОАО "Калашниковский электроламповый завод" в результате реорганизации в форме слияния могла быть произведена только при наличии согласия антимонопольного органа на такую реорганизацию, поскольку в представленном в инспекцию балансе активы ОАО "Калашниковский электроламповый завод" составляли 56102000 руб., то есть превышали установленный (200 тыс. МРОТ) предел.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал решение уполномоченного органа незаконным и обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Кэлз-Инвест".
Отклоняются доводы заявителя кассационной жалобы о несоответствии выводов суда - о нарушении инспекцией ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 17 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - фактическим обстоятельствам дела, как не основанные на материалах дела и требованиях закона.
С учетом изложенного решение в обжалуемой (мотивировочной) части отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы инспекции не имеется.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.09.2005 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-23302/2005-58-600 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
КОНДРАТЬЕВА Л.И.
Судьи
ДЯДЧЕНКО Л.В.
ЧЕРКЕЗОВ Е.О.




Вернутся в раздел Судебная практика: Урал