ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2005 г. Дело N Ф09-4178/05-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Кондратьевой Л.И., судей Мальцевой Т.С., Черкезова Е.О. рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы комитета по управлению имуществом и правовой работе муниципального образования Сысертский район, инспекции федеральной службы России по Сысертскому району Свердловской области на решение от 19.09.2005 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-15098/2005-С3 по заявлению инспекции федеральной службы России по Сысертскому району Свердловской области к закрытому акционерному обществу "Сысертский центр размещения рекламы" (далее - ЗАО "Сысертский центр размещения рекламы"), при участии в деле в качестве заинтересованных лиц - комитета по управлению имуществом и правовой работе муниципального образования Сысертский район, закрытого акционерного общества "Уралнефтесервис" (далее - ЗАО "Уралнефтесервис"), о ликвидации ЗАО "Сысертский центр размещения рекламы".
В судебном заседании приняли участие представители: комитет по управлению имуществом и правовой работе муниципального образования Сысертский район - Бабаев Э.А. (доверенность от 02.06.2005 N 135); ЗАО "Центр правовой экспертизы и оценки" - Сурина О.А. (доверенность от 10.08.2005 N 1, доверенность от 12.12.2005 N 4).
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, другие представители не явились.
Инспекция МНС РФ по России по Сысертскому району Свердловской области обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о ликвидации ЗАО "Сысертский центр размещения рекламы", как созданное с нарушением п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах", ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
До принятия судом решения заявителем подано ходатайство о замене ЗАО "Сысертский центр размещения рекламы" на надлежащего ответчика - закрытое акционерное общество "Центр правовой экспертизы и оценки" (далее - ЗАО "Центр правовой экспертизы и оценки").
Определением от 15.08.2005 (судья Усова М.Г.) ходатайство судом удовлетворено, произведена замена ответчика - ЗАО "Сысертский центр размещения рекламы" на надлежащего ответчика - ЗАО "Центр правовой экспертизы и оценки".
Решением от 19.09.2005 (судья Усова М.Г.) отказано в иске о ликвидации ЗАО "Сысертский центр размещения рекламы".
В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
Комитет по управлению имуществом и правовой работе муниципального образования Сысертский район и инспекция федеральной службы России по Сысертскому району Свердловской области с решением не согласны, просят его отменить, принять решение о ликвидации надлежащего юридического лица - ЗАО "Центр правовой экспертизы и оценки". Обжалуя решение, заявители кассационных жалоб ссылаются на нарушение судом ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах", п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Законность решения проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушениях закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Как следует из материалов дела, согласно тексту представленного договора от 10.01.2003 на создание ЗАО "Сысертский центр размещения рекламы" (правопреемник - ЗАО "Центр правовой экспертизы и оценки"), учредителями общества являются ЗАО "Уралнефтесервис" и Комитет по управлению имуществом муниципального образования Сысертский район.
В соответствии с п. 4 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать от своего имени учредителями (участниками) хозяйственных обществ, кроме случаев, когда иное установлено федеральным законом. Аналогичную норму содержит п. 1 ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Фактически передача муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества является сделкой приватизации (ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации) и может быть совершена только в установленном законом порядке.
Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, не созданных в процессе приватизации, законодательством не допускается. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать участниками, в том числе учредителями, хозяйственных обществ, за исключением случаев, когда они являются учредителями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регистрирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Пунктом 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П, предусмотрено, что положения, предусмотренные п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, понуждают юридических лиц осуществлять свою предпринимательскую деятельность в рамках существующего правопорядка, при этом данная санкция не может применяться по одному лишь формальному основанию, поскольку неоднократные и грубые нарушения закона должны быть столь существенны, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Суд не принял во внимание то обстоятельство, что допущенные при создании юридического лица нарушения носят неустранимый характер, отсутствует возможность устранить нарушение закона (п. 4 ст. 7, ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Кроме того, как видно из материалов дела, в нарушение ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассмотрел заявление о ликвидации ЗАО "Сысертский центр размещения рекламы", о замене которого на надлежащего - ЗАО "Сысертский центр размещения рекламы" - вынесено определение от 15.08.2005.
Таким образом, суд принял решение о правах и обязанностях лица, которое на момент принятия обжалуемого решения не было привлечено к участию в деле, что является безусловным основанием для отмены судебного акта (п. 4 ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, решение суда об отказе в удовлетворении заявления о ликвидации ЗАО "Сысертский центр размещения рекламы" является неправосудным, в связи с чем подлежит отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение подлежит отмене, дело следует передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.09.2005 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-15098/2005-С3 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Взыскать с комитета по управлению имуществом и правовой работе Муниципального образования Сысертский район в доход федерального бюджета 1000 руб. в уплату госпошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий
КОНДРАТЬЕВА Л.И.
Судьи
МАЛЬЦЕВА Т.С.
ЧЕРКЕЗОВ Е.О.
Судебная практика: Урал
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 22.12.2005 N Ф09-4178/05-С4 Дело по иску налогового органа о ликвидации акционерного общества направлено на новое рассмотрение, поскольку суд принял решение о правах и обязанностях лица, которое на момент принятия решения не было привлечено к участию в деле.
Вернутся в раздел Судебная практика: Урал