Судебная практика: Северо-Запад

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 10.01.2006 N А56-32914/03 Железная дорога при расчете провозных платежей ООО, осуществляющего перевозки с использованием арендованной тепловозной тяги, правомерно не применила понижающий коэффициент, предусмотренный при взимании платы за пробег поездных формирований, состоящих из вагонов и локомотивов, принадлежащих предприятиям и организациям, поскольку данный коэффициент подлежит применению при использовании собственного, а не арендованного подвижного состава.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 января 2006 года Дело N А56-32914/03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю., судей Нефедовой О.Ю. и Шпачевой Т.В., при участии от ООО "Линк Ойл СПб" Фейгеля Д.В. (доверенность от 20.12.2004 N 64), генерального директора Сгибнева С.А. (протокол общего собрания участников от 24.02.2005), от ОАО "РЖД" Васильева А.В. (доверенность от 29.12.2004), Чернички Н.В. (доверенность от 19.09.2005), рассмотрев 27.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2005 (судья Серикова И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2005 (судьи Жиляева Е.В., Ларина Т.С., Герасимова М.М.) по делу N А56-32914/03,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Ойл Санкт-Петербург" (далее - ООО "Линк Ойл СПб", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Октябрьская железная дорога" (далее - ФГУП "ОЖД", Дорога) об обязании ответчика внести изменения в запись на лицевом счете истца в Санкт-Петербургском ТехПД с указанием суммы 363863744 руб. 81 коп., незаконно, по мнению истца, списанной с лицевого счета в период с 01.01.2003 по 01.08.2003 за маршрутные отправки Общества с использованием собственной (арендованной) тепловозной тяги.
До принятия судом решения по делу ООО "Линк Ойл СПб" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило исковые требования и просило суд обязать Дорогу восстановить на расчетном счете Общества в Санкт-Петербургском ТехПД сумму 363863744 руб. 81 коп. за использование инфраструктуры по договору от 24.01.2002 N 25.
Решением суда от 10.02.2004 Обществу в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2004 решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.09.2004 решение суда от 10.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.05.2004 отменены и дело направлено на новое рассмотрение в ином судебном составе в первую инстанцию Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела ООО "Линк Ойл СПб" в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило предмет и основания заявленных требований и просило обязать ответчика внести изменения в запись на лицевом счете Общества N 6179188 в Санкт-Петербургском ТехПД путем восстановления на указанном счете суммы в размере 363863744 руб. 81 коп., незаконно списанной в период с 01.01.2003 по 01.08.2003.
Определением от 23.12.2004 суд в порядке статьи 48 АПК РФ произвел замену федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога" на его правопреемника - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2005 исковые требования ООО "Линк Ойл СПб" удовлетворены. Суд обязал ОАО "РЖД" внести изменения в запись на лицевом счете ООО "Линк Ойл СПб" N 6179188 в Санкт-Петербургском ТехПД и восстановить на указанном счете сумму в размере 363863744 руб. 81 коп.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2005 решение суда от 04.04.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы ссылается на следующее: в соответствии с действующим законодательством договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа с владельцем инфраструктуры заключает перевозчик; Общество не привело каких-либо доказательств в подтверждение того, что по представленным в материалы дела накладным оно является перевозчиком, в связи с чем заявленный ООО "Линк Ойл СПб" иск не может рассматриваться как основанный на договоре за использование инфраструктуры; коэффициент 0,8, установленный пунктом 15.2.14 Прейскуранта 10-01, должен применяться только к собственным вагонам, а не к арендованным, что подтверждается письмом Федеральной службы Российской Федерации по тарифам от 27.08.2004 N ЕВ-1082/10; поскольку в отношениях с обществом с ограниченной ответственностью "Кинеф" истец являлся экспедитором, в его обязанности входила в том числе оплата провозных платежей; соглашение от 14.03.2000 предусматривает проведение расчетов только по провозной плате, а не внесение платы за использование инфраструктуры.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Линк Ойл СПб" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на необоснованность доводов кассационной жалобы.
В судебном заседании представители ОАО "РЖД" подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители ООО "Линк Ойл СПб" возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Линк Ойл СПб" в соответствии с договором от 22.03.2001 N 17620д является оператором Министерства путей сообщения Российской Федерации и осуществляет деятельность по организации перевозок в собственном и арендованном подвижном составе.
ООО "Линк Ойл СПб" и ФГУП "ОЖД" 24.01.2002 заключили договор N 25 об использовании инфраструктуры, предметом которого является регулирование взаимоотношений сторон, связанное с организацией истцом перевозок грузов в собственном или арендованном у Министерства путей сообщения Российской Федерации подвижном составе по направлениям и в объемах, согласованных сторонами.
Пунктом 1.2 данного договора предусмотрено, что истец использует нитки графика движения для организации экспортных перевозок нефтепродуктов кольцевыми отправительскими маршрутными поездами по маршруту станция Кириши Октябрьской железной дороги - станция Ивангород (российско-эстонская граница) и станция Кириши Октябрьской железной дороги - станция Автово Октябрьской железной дороги.
В свою очередь Дорога должна выделить Обществу 11 ниток графика движения, в том числе 9 ниток на весь объем экспорта нефтепродуктов от станции Кириши до станции Ивангород (российско-эстонская граница) и 2 нитки графика от станции Кириши до станции Автово.
Раздел 5 договора определяет порядок расчетов между сторонами за пользование услугами инфраструктуры.
Согласно пункту 5.1 применяемые в договоре платежи за использование инфраструктуры устанавливаются на базе ставок Тарифной политики российских железных дорог и Тарифного руководства N 1 (Прейскурант 10-01). При этом для целей расчетов по договору стороны используют соглашения о централизованных расчетах от 14.03.2000 N 6179188, 6183263, от 24.08.2000 N 6107215.
За период с 01.01.2003 по 01.08.2003 ФГУП "ОЖД" списало с лицевого счета ООО "Линк Ойл СПб" 363863744 руб. 81 коп. Считая списание указанных денежных средств незаконным, ООО "Линк Ойл СПб" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
При этом в процессе рассмотрения дела истец несколько раз уточнял свои исковые требования и в конечном итоге просил суд обязать ответчика внести изменения в запись на лицевом счете N 6179188 в ТехПД по соглашению от 14.04.2000 N 6179188, восстановив сумму 363863744 руб. 81 коп., неправомерно списанную с указанного счета в качестве провозных платежей по железнодорожным отправкам со станции Кириши в период с 01.01.2003 по 31.08.2003.
По мнению ООО "Линк Ойл СПб", незаконность списания ФГУП "ОЖД" денежных средств с его лицевого счета выразилась в том, что Дорога не применила к перевозкам с использованием арендованной тепловозной тяги за вышеуказанный период понижающего коэффициента, установленного подпунктом 15.2.14 пункта 15 Прейскуранта 10-01.
Материалы дела свидетельствуют о том, что между Дорогой и Обществом заключено соглашение от 14.03.2000 N 6179188 о централизованных расчетах за перевозку грузов по железной дороге, пунктами 3, 4 которого предусмотрено использование лицевого счета N 6179188 для расчетов по провозным платежам, дополнительным сборам при отправлении и выдаче грузов на станции Кириши. При этом соглашение от 14.03.2000 N 6179188 заключено ранее договора от 24.01.2002 N 25 об использовании инфраструктуры и его условия не содержат ограничений по использованию лицевого счета в связи с заключением данного договора.
В настоящем судебном заседании представители как истца, так и ответчика подтвердили, что между ООО "Линк Ойл СПб" и ОАО "РЖД" отсутствует спор по размеру провозных платежей, начисленных в соответствии с соглашением от 14.03.2000 N 6179188 за железнодорожные перевозки со станции Кириши в период с 01.01.2003 по 31.08.2003.
Фактически разногласия сторон основаны лишь на различном понимании положений подпункта 15.2.14 пункта 15 Прейскуранта 10-01, новая редакция которого вступила в действие с 01.01.2003. Согласно данному подпункту плата за пробег поездных формирований, состоящих из вагонов и локомотивов, принадлежащих предприятиям и организациям, определяется с использованием понижающего коэффициента 0,8 (при использовании тепловозной тяги).
Истец полагает, что поскольку вышеуказанные железнодорожные перевозки осуществлялись с использованием арендованной тепловозной тяги, а понятие "принадлежащий" включает в себя и понятие "арендованный", Дорога должна была применить при централизованных расчетах по вышеуказанному соглашению понижающий коэффициент 0,8.
В свою очередь ОАО "РЖД" считает, что понятие "принадлежащий" означает применение понижающего коэффициента к плате за пробег поездных формирований с использованием собственной тепловозной тяги. Ни одной из сторон спора не отрицается, что, в том случае когда железнодорожные перевозки осуществлялись с использованием собственной тепловозной тяги ООО "Линк Ойл СПб", Дорога при централизованных расчетах по соглашению от 14.03.2000 N 6179188 применяла вышеуказанный коэффициент.
Буквальное толкование положений подпункта 15.2.14 пункта 15 Прейскуранта 10-01 позволяет прийти к выводу о том, что под понятием "принадлежащий" понимается только пробег поездных формирований, состоящих из собственного подвижного состава и собственных локомотивов. При этом суд кассационной инстанции учитывает, что понятие "арендованный" особо выделено в Прейскуранте 10-01 в тех случаях, когда для целей определения провозной платы учитывается арендованный подвижной состав.
Ссылка Общества на письмо Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 13.04.2004 N ЮС-1173/20, согласно которому под термином "принадлежащий" в вышеуказанном подпункте Прейскуранта 10-01 следует понимать "принадлежащий на праве аренды", не может быть принята во внимание.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации путем реорганизации преобразована в Федеральную службу Российской Федерации по тарифам, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в различных областях промышленности, в том числе и на железнодорожном транспорте.
Письмом от 27.08.2004 N ЕВ-1082/10 Федеральная служба Российской Федерации по тарифам разъяснила, что под словами "принадлежащий подвижной состав" следует понимать "собственный подвижной состав".
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции отменяет обжалуемые ОАО "РЖД" решение суда от 04.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 15.07.2005 и принимает новый судебный акт об отказе Обществу в иске.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2005 по делу N А56-32914/03 отменить.
В иске обществу с ограниченной ответственностью "Линк Ойл Санкт-Петербург" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Линк Ойл Санкт-Петербург" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" 1000 руб. расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе.
Председательствующий
КОРОБОВ К.Ю.
Судьи
НЕФЕДОВА О.Ю.
ШПАЧЕВА Т.В.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Запад