Судебная практика: Северо-Запад

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 13.01.2006 N А56-517/2005 Суд признал незаконным постановление антимонопольного органа о привлечении общества к ответственности по ст. 19.8 КоАП РФ за несвоевременное представление одним из учредителей общества в антимонопольный орган уведомления о создании коммерческой организации, суммарная стоимость активов учредителей которой по последнему балансу превышает 200 тысяч МРОТ, поскольку указанная статья предусматривает ответственность за непредставление либо за представление заведомо недостоверных сведений.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2006 года Дело N А56-517/2005

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В., при участии от Федеральной антимонопольной службы Петровой А.С. (доверенность от 15.08.05 N ИА/11771), рассмотрев 11.01.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.05 (судья Третьякова Н.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.05 (судьи Старовойтова О.Р., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) по делу N А56-517/2005,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Банк "Александровский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС) от 01.12.04 по делу N 1 17/205-04 о назначении обществу административного наказания на основании статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 30.05.05 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.08.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФАС просит отменить судебные акты, ссылаясь на неприменение судами первой и апелляционной инстанций пункта 5.8 Положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 13.08.99 N 276 (далее - Положение). По мнению подателя жалобы, статья 19.8 КоАП РФ должна применяться в совокупности с нормами антимонопольного законодательства.
В судебном заседании представитель ФАС поддержал доводы кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Ронис" и закрытое акционерное общество "Темп-проект", суммарная стоимость активов которых превышала 200000 минимальных размеров оплаты труда, создали закрытое акционерное общество "Синопская набережная", зарегистрированное в качестве юридического лица 16.04.04. Уведомление о создании коммерческой организации поступило в антимонопольный орган 03.11.04.
Несвоевременное уведомление обществом антимонопольного органа о создании коммерческой организации послужило основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20.08.04 N 114-ФЗ). Оспариваемым постановлением ФАС на заявителя наложен административный штраф в размере 150000 руб.
Признавая оспариваемое постановление антимонопольного органа незаконным, суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что несвоевременное представление обществом уведомления о создании коммерческой организации не охватывается диспозицией статьи 19.8 КоАП РФ.
Кассационная инстанция считает такой вывод судов обеих инстанций правильным.
Согласно пункту 5 статьи 17 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками) (одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственной регистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестр юридических лиц) о создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 200 тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
Факт несвоевременного представления обществом в антимонопольный орган уведомления о создании коммерческой организации установлен судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 19.8 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20.08.04 N 114-ФЗ) непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или в орган регулирования естественных монополий, его территориальные органы ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, либо представление заведомо недостоверных сведений влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Из приведенной нормы следует, что объективную сторону вменяемого обществу в вину административного правонарушения образуют непредставление ходатайств (заявлений, сведений, информации) либо представление заведомо недостоверных сведений.
Ссылка ФАС на пункт 5.8 Положения, согласно которому непредставлением уведомления является в том числе и подача уведомления с нарушением срока, правомерно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку в силу части 1 статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из названного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В тех случаях, когда законодатель считает необходимым установить административную ответственность за нарушение каких-либо сроков, на это прямо указано в диспозиции соответствующей статьи. Распространительное толкование норм об административной ответственности противоречит принципу законности.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.05 по делу N А56-517/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ВЕТОШКИНА О.В.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Запад