Судебная практика: Северо-Запад

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 09.02.2006 N А05-12553/2005-20 Поскольку специальный транзитный валютный счет не подпадает под определение понятия счет, содержащееся в Налоговом кодексе РФ, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у налогоплательщика обязанности сообщать в налоговую инспекцию информацию о закрытии указанного счета.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2006 года Дело N А05-12553/2005-20

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Асмыковича А.В., Боглачевой Е.В., рассмотрев 06.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.10.2005 по делу N А05-12553/2005-20 (судья Калашникова В.А.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 29.07.2005 N 03-19/3381 о взыскании 5000 руб. штрафа на основании статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение Обществом срока представления в налоговый орган информации о закрытии специального транзитного валютного счета.
Решением арбитражного суда от 10.10.2005 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 10.10.2005 и удовлетворить кассационную жалобу. Податель жалобы не согласен с выводами суда относительно правовой природы специального транзитного валютного счета и полагает, что названный счет открывается налогоплательщиками на основании договора банковского счета, на него зачисляются и с него могут расходоваться денежные средства, а следовательно, такой счет удовлетворяет требованиям пункта 2 статьи 11 НК РФ. По мнению Инспекции, установленная пунктом 2 статьи 23 НК РФ обязанность налогоплательщика письменно в десятидневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии счетов распространяется и на специальные транзитные валютные счета.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание представители не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Общество 19.04.2005 закрыло специальный транзитный валютный счет в банке, но не сообщило об этом в Инспекцию. Налоговый орган составил акт камеральной проверки от 05.07.2005 N 03-19/1333 и с учетом представленных 14.07.2005 Обществом возражений 29.07.2005 принял решение N 03-19/3381, которым привлек налогоплательщика к ответственности в виде взыскания 5000 руб. штрафа на основании статьи 118 НК РФ за непредставление в Инспекцию информации о закрытии счета в срок, установленный пунктом 2 статьи 23 НК РФ. Названным решением Инспекция также предложила Обществу в десятидневный срок со дня его получения добровольно уплатить штраф.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал на то, что специальный транзитный валютный счет не подпадает под определение понятия "счет", данное в статье 11 НК РФ, а следовательно, основания для привлечения Общества к ответственности по статье 118 НК РФ за непредставление информации о закрытии такого счета отсутствуют.
Кассационная инстанция считает вывод суда правильным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии либо закрытии счетов.
Согласно статье 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного названным Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
В пункте 2 статьи 11 НК РФ дано определение понятия "счет", согласно которому счета (счет) - это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, к понятию "счет", используемому в Налоговом кодексе Российской Федерации, предъявляются три требования, а именно: наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке; возможность зачисления на счет денежных средств; возможность расходования денежных средств со счета.
В соответствии с пунктом 1.3 Указания Центрального банка России от 20.10.98 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Указание N 383-У) специальный транзитный валютный счет - это счет, открываемый уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.
На специальный транзитный валютный счет зачисляются поступления в иностранной валюте в пользу резидента. Списание иностранной валюты со специального транзитного валютного счета резидента допускается только в случае и в порядке, установленных Указанием N 383-У (пункт 4).
Следовательно, специальный транзитный валютный счет открывается резиденту банком без заключения договора банковского счета в одностороннем порядке в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. Открытие специального транзитного валютного счета является обязательным в силу императивных требований банковского и валютного законодательства и не зависит от волеизъявления налогоплательщика. Специальный транзитный валютный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом и не является самостоятельным предметом договора банковского счета. Правовым режимом указанного счета, установленным Указанием N 383-У, не предусмотрено осуществление операций по уплате и взысканию налогов.
Таким образом, специальный транзитный валютный счет не подпадает под определение понятия "счет", указанное в статье 11 НК РФ, а следовательно, у Общества отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган о закрытии названного счета.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда законным, а кассационную жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.10.2005 по делу N А05-12553/2005-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий
НИКИТУШКИНА Л.Л.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
БОГЛАЧЕВА Е.В.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Запад