ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2006 года Дело N А56-43888/04
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л., Коняевой Е.В., при участии от Института Тытюкова Н.В. (доверенность от 13.01.2005), Шикломанова И.А. (доверенность от 13.01.2006), от администрации Батищева В.К. (доверенность от 12.10.2004), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2005 по делу N А56-43888/04 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Серикова И.А.),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Государственный гидрологический институт" (далее - Институт) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к муниципальному образованию "Выборгский район Ленинградской области" (далее - МО "Выборгский район") об обязании ответчика принять в муниципальную собственность недвижимое имущество - семнадцать жилых домов и медпункт (бывший продуктовый магазин) в пос. Ильичево Выборгского района Ленинградской области, а также пять объектов инженерной инфраструктуры.
Решением от 28.03.2005 (судья Орлова Е.А.) в иске отказано. Суд исходил из того, что Институт не относится к лицам, осуществляющим права собственника от имени Российской Федерации, не обладает правом распоряжаться федеральной собственностью, не является надлежащим истцом по заявленному требованию.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2005 решение от 28.03.2005 отменено; суд обязал МО "Выборгский район" в течение двух месяцев с момента вынесения данного постановления принять в муниципальную собственность объекты недвижимости, расположенные в пос. Ильичево Выборгского района Ленинградской области, перечисленные в исковом заявлении.
В кассационной жалобе администрация МО "Выборгский район" (далее - администрация) просит отменить постановление апелляционной инстанции от 30.06.2005, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, Институт является ненадлежащим истцом, поскольку спорные правоотношения по передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную возникли между Российской Федерацией и МО "Выборгский район"; обязанность муниципального образования принять спорное имущество в собственность не установлена ни договором, ни законом; между истцом и ответчиком не возникли обязательственные правоотношения, доказательства наличия у Института вещных прав на спорные объекты не представлены; отсутствует основание, из которого у МО "Выборгский район" могла бы возникнуть обязанность принять объекты; в муниципальную собственность могут быть переданы только объекты, находящиеся в технически исправном состоянии, в то время как спорный жилищный фонд находится в аварийном состоянии, не пригоден для проживания; в соответствии с нормативными правовыми актами одновременно с передачей ведомственного жилищного фонда и объектов коммунального назначения должны быть переданы и соответствующие финансовые средства на их содержание.
В судебном заседании представитель администрации поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители Института против удовлетворения жалобы возражали, ссылаясь на то, что материально-техническая база на содержание спорных объектов была передана муниципальному предприятию, созданному для коммунального обслуживания данных объектов; отказ принять объекты в муниципальную собственность нарушает права Института, который вынужден нести дополнительные расходы в связи с этим.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.07.99 N 1095-р принято предложение администрации МО "Выборгский район" и Мингосимущества России, согласованное с администрацией Ленинградской области и Росгидрометом, о передаче в муниципальную собственность Выборгского района Ленинградской области находящихся в федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Института, расположенных в пос. Ильичево, согласно приложению. Мингосимуществу совместно с Росгидрометом и администрацией МО "Выборгский район" предписано обеспечить в установленном порядке передачу указанных объектов в муниципальную собственность.
Постановлением главы администрации МО "Выборгский район" от 09.06.2000 N 1077 в соответствии с указанным распоряжением Комитету по управлению муниципальным имущество МО "Выборгский район" (далее - КУМИ) предписано принять в муниципальную собственность объекты, указанные в приложениях 1 и 2 к данному постановлению.
Ссылаясь на то, что указанные распоряжение и постановление не выполнены в полном объеме и часть объектов не принята в муниципальную собственность, Институт обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В данном случае собственник - Российская Федерация - в лице уполномоченного органа - Правительства Российской Федерации - уже распорядился спорными объектами путем принятия в отношении данных объектов ненормативного правового акта, а МО "Выборгский район", выдав указание КУМИ принять соответствующие объекты, согласилось с передачей имущества в муниципальную собственность.
Таким образом, довод о том, что Институт в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации является ненадлежащим истцом, поскольку не уполномочен распоряжаться объектами федеральной собственности, несостоятелен, так как иск заявлен не в связи с распоряжением федеральным имуществом, а вследствие неисполнения решений собственников. В то же время приостановление действий по приему-передаче в муниципальную собственность объектов жилищно-социальной сферы и коммунальной инфраструктуры влечет для Института дополнительные затраты на их содержание, поэтому Институт нельзя не признать лицом, права которого нарушаются вследствие отказа МО "Выборгский район" фактически принять объекты по актам и которое вправе обратиться за защитой своих нарушенных прав в арбитражный суд.
Поскольку МО "Выборгский район" выразило согласие на принятие имущества в муниципальную собственность, у него возникла и обязанность совершить определенные фактические действия по реализации своего решения. Достаточные доказательства того, что оставшиеся объекты не принимаются ответчиком по причинам, зависящим от Института, а также что у МО "Выборгский район" не имеется соответствующей материально-технической базы, в деле отсутствуют.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция находит, что суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2005 по делу N А56-43888/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
СЕРГЕЕВА И.В.
Судьи
ГРАЧЕВА И.Л.
КОНЯЕВА Е.В.
Судебная практика: Северо-Запад
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 20.01.2006 N А56-43888/04 Удовлетворяя иск учреждения об обязании муниципального образования принять в муниципальную собственность недвижимое имущество, суд отклонил довод МО о том, что учреждение не уполномочено распоряжаться объектами федеральной собственности, поскольку передача спорного имущества была предусмотрена распоряжением Правительства РФ, постановлением главы администрации муниципального образования и иск был заявлен из-за неисполнения данных решений.
Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Запад