Судебная практика: Северо-Запад

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 30.01.2006 N А56-25193/2005 Решение суда о признании права собственности ОАО на объект недвижимости, который до момента приватизации являлся федеральной собственностью, подлежит отмене, поскольку КУГИ, привлеченный к участию в деле в качестве ответчика, в период рассмотрения спора не обладал полномочиями представлять в суде интересы Российской Федерации по вопросам управления федеральным имуществом, а уполномоченный орган - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в деле не участвовал.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2006 года Дело N А56-25193/2005

Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Коняевой Е.В., Сергеевой И.В., при участии от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Овчинникова Г.А. (доверенность от 30.12.2005), от открытого акционерного общества "Коммерческий центр "Товаком" Нагорного В.Р., исполняющего обязанности генерального директора (протокол заседания совета директоров от 21.09.2005), Станиславович М.И. (доверенность от 25.01.2006), рассмотрев 26.01.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства по управлению федеральным имуществом на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2005 по делу N А56-25193/2005 (судья Астрицкая С.Т.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Коммерческий центр "Товаком" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) о признании права собственности на объект недвижимости - помещение общей площадью 776,5 кв.м, расположенное на четвертом этаже здания по адресу: Санкт-Петербург, улица Кантемировская, дом 5, корпус 5, литера М, помещение 1-Н, кадастровый номер 78:5018:0:48:1.
Решением от 20.09.2005 исковые требования полностью удовлетворены.
В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - Федеральное агентство) в кассационной жалобе, поданной в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит отменить решение от 20.09.2005.
По мнению подателя жалобы, обжалуемый судебный акт нарушает права и интересы Российской Федерации; кроме того, КУГИ не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель КУГИ поддержал доводы кассационной жалобы и пояснил, что в настоящее время КУГИ уполномочен представлять интересы Российской Федерации как собственника федерального имущества в соответствии с Соглашением между Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и Правительством Санкт-Петербурга о передаче Правительству Санкт-Петербурга осуществления части своих полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 841.
Представители Общества против удовлетворения жалобы возражали, просили оставить обжалуемое решение без изменения как законное и обоснованное.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, улица Кантемировская, дом 5, корпус 5, литера М, помещение 1-Н, в связи с отказом Государственного учреждения юстиции произвести государственную регистрацию указанного права.
Общество основывало свои требования на том, что спорный объект недвижимости был приобретен им в собственность в результате приватизации государственного предприятия "Коммерческий центр "Товаком" (далее - ГП "Товаком") с согласия КУГИ - органа, уполномоченного собственником имущества.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, исходя из того, что с момента передачи истцу объекта недвижимости и внесения изменений в план приватизации общество становится собственником имущества; КУГИ является надлежащим ответчиком по делу в связи с тем, что именно он осуществлял действия по приватизации ГП "Товаком".
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, кассационная инстанция находит обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно плану приватизации ГП "Товаком" имущество данного предприятия, включавшее в себя, по утверждению истца, спорное нежилое помещение, до момента приватизации являлось федеральной собственностью. Общество, обосновывая заявленные исковые требования, ссылается на то, что спорное имущество в установленном законом порядке выбыло из собственности Российской Федерации. Таким образом, ответчиком по заявленным Обществом требованиям должен быть государственный орган, уполномоченный в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации выступать в суде от имени Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что КУГИ, привлеченный к участию в деле в качестве ответчика, в период рассмотрения спора не обладал полномочиями представлять в суде интересы Российской Федерации по вопросам федерального имущества. Имевшиеся у КУГИ во время приватизации ГП "Товаком" соответствующие полномочия в отношении федерального имущества носили срочный характер и к моменту рассмотрения настоящего дела были прекращены. Таким образом, КУГИ не являлся надлежащим ответчиком по заявленному иску.
В соответствии с пунктом 5.32 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691, Федеральное агентство осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом. Поскольку в рамках настоящего дела, по сути, оспаривается право собственности Российской Федерации, а Федеральное агентство как орган, уполномоченный в период рассмотрения спора представлять интересы Российской Федерации, в деле не участвовало, следует признать, что обжалуемое решение вынесено о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует установить, какой государственный орган в настоящее время уполномочен представлять интересы Российской Федерации по вопросам федерального имущества, с учетом установленного решить вопрос о надлежащем ответчике по заявленному иску, полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела и разрешить спор.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2005 по делу N А56-25193/2005 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
КАДУЛИН А.В.
Судьи
КОНЯЕВА Е.В.
СЕРГЕЕВА И.В.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Запад