Судебная практика: Северо-Запад

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 25.11.2005 N А52-2414/2005/2 Признавая незаконным бездействие ИФНС, выразившееся в неначислении процентов за нарушение сроков возврата сумм НДС, суд отклонил довод инспекции о том, что налоговым законодательством не предусмотрено начисление процентов на сумму налога, в возмещении которой решением ИФНС было отказано, поскольку вступившим в законную силу судебным актом указанное решение инспекции признано недействительным, а значит, последняя в установленный срок не исполнила обязанность по вынесению законного решения.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2005 года Дело N А52-2414/2005/2

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кузнецовой Н.Г., Хохлова Д.В., рассмотрев 22.11.05 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 11.07.05 по делу N А52-2414/2005/2 (судья Радионова И.М.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Промпереработка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - инспекция), выразившегося в неначислении процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за нарушение сроков возврата сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2004 года и об обязании налогового органа начислить проценты в сумме 4522 руб. 94 коп.
Решением суда от 11.07.05 заявленные обществом требования удовлетворены. На налоговый орган возложена обязанность совершить действия по начислению и выплате обществу 4522 руб. 94 коп. процентов.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом пункта 4 статьи 176 НК РФ, просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, актами законодательства о налогах и сборах не предусмотрено начисление процентов на сумму налога, в возмещении которой решением налогового органа было отказано.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество 20.10.04 представило в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов за сентябрь 2004 года и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, для обоснования своего права на возмещение из бюджета НДС, а также заявление о возврате указанного налога на расчетный счет общества.
По результатам проверки представленной декларации решением от 20.01.05 N 18-07/118 инспекция отказала обществу в возмещении 1220339 руб. НДС по декларации за сентябрь 2004 года.
Решением арбитражного суда Псковской области от 31.03.05 по делу N А52/747/2005/2 решение налогового органа от 20.01.05 N 18-07/118 об отказе обществу в возмещении 1220339 руб. НДС признано недействительным, на инспекцию возложена обязанность возместить заявителю из бюджета путем возврата на его расчетный счет НДС в указанной сумме.
В порядке исполнения вступившего в законную силу решения арбитражного суда от 31.03.05 по делу N А52/747/2005/2 инспекция направила в соответствующий орган федерального казначейства заключение от 16.02.05 N 334 о возврате на расчетный счет общества подлежащего возмещению НДС. Фактически НДС в сумме 1058252 руб. 51 коп. возвращен заявителю 21.02.05 без начисления процентов, предусмотренных статьей 176 НК РФ. Просрочка возврата составила 12 дней.
Размер процентов, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - 13%, составляет 4522 руб. 94 коп. Расчет суммы процентов проверен судом и не оспаривается ответчиком.
Поскольку инспекция при возврате НДС в нарушение пункта 4 статьи 176 НК РФ не начислила проценты, подлежащие выплате налогоплательщику из бюджета, общество обжаловало бездействие налогового органа в суд.
Подтвердив право общества на получение процентов и признав бездействие налогового органа незаконным, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня его направления налоговым органом.
Таким образом, максимальный срок возврата налога равен трем месяцам со дня подачи необходимых документов плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа о возврате налога на добавленную стоимость, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.
При нарушении сроков, предусмотренных названной нормой, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Инспекция в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ вынесла решение об отказе обществу в возмещении из бюджета НДС, уплаченного поставщикам при реализации товаров на экспорт и предъявленного к вычету согласно декларации за сентябрь 2004 года.
Признание судом недействительным решения инспекции об отказе налогоплательщику в возмещении спорных сумм налога из бюджета свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение.
Последствием несвоевременного возврата НДС является право Общества получить компенсацию своих потерь в виде процентов.
Таким образом, при наличии своевременно поданного заявления налогоплательщика о возврате НДС на его расчетный счет и факте несвоевременного возврата на эту сумму начисляются проценты.
Неисполнение налоговым органом вышеперечисленных обязанностей свидетельствует о его незаконном бездействии, которое может быть обжаловано налогоплательщиком в арбитражном суде на основании статей 137 и 138 НК РФ и статей 198, 199 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Суд правомерно признал незаконным бездействие инспекции, выразившееся в неначислении процентов на сумму НДС, подлежащую возврату, и обязал Инспекцию начислить 4522 руб. 94 коп. процентов.
Поскольку при проверке законности обжалуемого судебного акта нарушения судом первой инстанции норм материального либо процессуального права не установлено и размер заявленных к уплате процентов инспекция не оспаривает, то у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 11.07.05 по делу N А52-2414/2005/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий
БЛИНОВА Л.В.
Судьи
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
ХОХЛОВ Д.В.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Запад