Судебная практика: Северо-Запад

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 25.11.2005 N А56-154/2005 Суд признал недействительным решение ИФНС о доначислении обществу налога на прибыль, поскольку общество правомерно исключило из базы, облагаемой указанным налогом, суммы благотворительной помощи, полученные от генерального консульства Королевства Нидерланды.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2005 года Дело N А56-154/2005

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Клириковой Т.В., Корпусовой О.А., при участии от Санкт-Петербургского общественного благотворительного фонда "Родительский мост" Кирилловой Ю.Ю. (доверенность от 10.08.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу Каримовой Н.Н. (доверенность от 01.02.2005 N 03-04/1408), рассмотрев 24.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2005 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2005 (судьи Шестакова М.А., Лопато И.Б., Масенкова И.В.) по делу N А56-154/2005,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургский общественный благотворительный фонд "Родительский мост" (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения от 14.12.2004 N 15-04/18247 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу; далее - Инспекция).
Решением суда от 11.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.08.2005, заявление Фонда удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку соблюдения Фондом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, о чем составила акт от 05.11.2004 N 110/15.
В ходе проверки Инспекция выявила неполную уплату заявителем налога на прибыль за 2002 - 2003 годы вследствие неправомерного уменьшение Фондом базы, облагаемую налогом на прибыль, на 296293 руб., безвозмездно полученных от генерального консульства Королевства Нидерландов в рамках осуществления программы "Малые проекты посольства Королевства Нидерландов (Матра-Кап)" по договору пожертвования Матра/Кап N С06/02. Налоговый орган указывает на то, что данная организация не включена в перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению (постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2001 N 165), а также в перечень организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов (постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2002 N 923).
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 14.12.2004 N 15-04/18247 о доначислении Фонду 71206 руб. налога на прибыль, начислении 29305 руб. пеней и привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 14241 руб. штрафа за неполную уплату налога на прибыль.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили правомерность требований Общества, и кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Причем для российских организаций прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Согласно статье 248 НК РФ к доходам относятся как доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, так и внереализационные доходы, которыми, в частности, признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 НК РФ (пункт 8 статьи 250 НК РФ).
Суды обеих инстанций признали, что в данном случае налогоплательщик был вправе использовать льготу, предусмотренную подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ. Согласно названной статье не подлежат налогообложению целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются денежные средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.
Вывод судов основан на оценке имеющихся в деле доказательств. Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством экономики Нидерландов 24.09.2001 подписана Программа сотрудничества Голландии и России, согласно которой Королевство Нидерланды финансирует Программу неэкономического технического содействия (МАТРА) в области средств массовой информации, культуры, прав человека, окружающей среды, юриспруденции, здравоохранения и строительства. В рамках названной программы Фондом разработан проект "Мост к детям России" - создание "журнала, посвященного общественным переменам в государственной политике, касающейся опеке и попечительства, а также роли общественных организаций и принимающих родителей России в этом процессе". Для реализации названного проекта Министерством иностранных дел Королевства Нидерландов в лице генерального консульства в Санкт-Петербурге и Фондом был заключен договор от 19.07.2002 Матра/КАП N С06/02, который реализован в проверяемый период, о чем заявителем составлен отчет, который принят Министерством иностранных дел Королевства Нидерландов.
Поскольку в налоговом законодательстве не даны определения понятий "благотворительная деятельность" и "пожертвования", суд первой инстанции и апелляционный суд на основании статьи 11 НК РФ обратились к нормам иных отраслей права.
Благотворительная деятельность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (статья 1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительная деятельность осуществляется в целях:
1) социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
2) подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
5) содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
6) содействия защите материнства, детства и отцовства;
7) содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
8) содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
9) содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
10) охраны окружающей природной среды и защиты животных;
11) охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
Этот перечень является исчерпывающим.
Не являются благотворительной деятельностью:
а) направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям;
б) поддержка политических партий, движений, групп и кампаний.
Цель реализации проекта "Мост к детям России" совпадает с целями, названными в вышеназванной норме права, а также с целями деятельности самого Фонда.
Статьей 15 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" к источникам формирования имущества благотворительной организации отнесены:
взносы учредителей благотворительной организации;
членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);
благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями).
Согласно приведенной норме Федерального закона, а также положениям статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации, позволили судам обеих инстанций отнести 11500 евро, перечисленных Фонду во исполнение договора от 19.07.2002 Матра/КАП N С06/02, к пожертвованиям Королевства Нидерланды заявителю, который использовал их на благотворительные цели.
Суд первой инстанции и апелляционный суд, всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело документы, сделали правильный вывод о том, что Общество представило все документы, подтверждающие правильность исключения им из базы, облагаемой налогом на прибыль, суммы благотворительной помощи, полученной от Королевства Нидерландов, на основании положений подпунктов 1 и 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ. Данный вывод судов соответствует фактическим обстоятельствам дела, не подлежит переоценке (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункт 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.99 N 13).
Не подлежат переоценке и выводы судов обеих инстанций о правомерности исключения Фондом из базы, облагаемой в 2003 году налогом на прибыль, 1821 руб. расходов на приобретение телефонных и интернет-карт и оплату услуг связи.
Кроме того, суд кассационной инстанции в данном случае не находит оснований и для удовлетворения жалобы в связи с несоблюдением заявителем положений подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты", при определении налоговой базы не учитывались доходы в виде имущества, полученного организациями в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относилось имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в том числе и в виде полученных грантов, определение понятия которого в целях главы 25 НК РФ, а также предоставление права Правительству Российской Федерации определять перечень организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения, отсутствовали.
Согласно изменениям, внесенным в подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям):
- гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными организациями и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Перечень иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2002 N 923;
- гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
- гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
Названные ограничения на момент принятия программы "Малые проекты посольства Королевства Нидерландов (Матра-Кар)" в законодательстве о налоге на прибыль отсутствовали, а на момент подписания договора Фондом и Министерством иностранных дел Королевства Нидерландов не было принято и постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2002 N 923. Ссылка же Инспекции на возможность положений статьи 217 НК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2001 N 165, регулирующих порядок налогообложения доходов физических лиц, противоречит нормам статей 3 и 17 НК РФ, так как они не регулируют порядок налогообложения прибыли.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.07.99 N 111-О, изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся отношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.
В данном случае внесение Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ в статью 251 НК РФ дополнительных условий (при которых полученные организациями гранты признаются таковыми) ухудшают положение налогоплательщика и в силу пункта 2 статьи 5 НК РФ не может иметь обратной силы. Следовательно, преимущество Фонда перед другими налогоплательщиками в связи с использованием оспариваемой льготой должно быть сохранено до окончания срока ее действия.
------------------------------------------------------------------

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "...судами первой и апелляционной инстанций правильно неправильно применены нормы..." имеется в виду "...судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы...".
------------------------------------------------------------------
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что заявителем не нарушены нормы налогового законодательства, что могло повлечь доначисление ему налога на прибыль, и судами первой и апелляционной инстанций правильно неправильно применены нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2005 по делу N А56-154/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
ДМИТРИЕВ В.В.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
КОРПУСОВА О.А.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Запад