Судебная практика: Северо-Запад

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 31.01.2006 N А05-12552/2005-20 Поскольку специальный транзитный валютный счет в силу императивных требований банковского и валютного законодательства открывается резиденту банком в одностороннем порядке, без заключения договора банковского счета, одновременно с текущим валютным счетом, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у общества обязанности представлять в налоговый орган информацию о закрытии указанного счета.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2006 года Дело N А05-12552/2005-20

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А., рассмотрев 26.01.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.10.2005 по делу N А05-12552/2005-20 (судья Калашникова В.А.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 29.07.2005 N 03-19/3380 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение срока представления в налоговый орган сведений о закрытии банковского счета.
Решением суда от 10.10.2005 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, вывод суда о том, что специальный транзитный валютный счет не подпадает под признаки счета, указанные в статье 11 НК РФ, является ошибочным. Податель жалобы считает, что специальный транзитный валютный счет открывается налогоплательщикам на основании договора банковского счета, на него зачисляются и с него могут расходоваться денежные средства, а следовательно, обязанность налогоплательщика письменно в десятидневный срок сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии счетов распространяется и на специальные транзитные валютные счета.
В судебное заседание представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 19.04.2005 в филиале Архангельский ОАО "ПСБ" Обществу закрыт специальный транзитный валютный счет N 40702840589005000009.
О закрытии названного счета в банке налогоплательщик в десятидневный срок в налоговый орган письменно не сообщил, что отражено в акте от 06.07.2005 N 03-19/1343. Данный акт направлен налогоплательщику. Ему предложено в двухнедельный срок со дня получения акта представить в Инспекцию свои объяснения и возражения.
Возражения на акт налоговой проверки Общество представило в Инспекцию 18.07.2005.
Рассмотрев представленные возражения, Инспекция 29.07.2005 вынесла решение N 03-19/3380 о привлечении Общества к налоговой ответственности на основании статьи 118 НК РФ в виде взыскания 5000 руб. штрафа за совершение правонарушения, выразившегося в непредставлении в налоговый орган информации о закрытии банковского счета в срок, установленный пунктом 2 статьи 23 НК РФ.
Удовлетворяя требования Общества, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии либо закрытии счетов.
Согласно статье 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного Налоговым кодексом Российской Федерации срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ счета - это расчетные и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, используемое в Налоговом кодексе Российской Федерации понятие "счет" подразумевает:
- наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке;
- возможность зачисления на счет денежных средств;
- возможность расходования денежных средств со счета.
В соответствии с пунктом 13 Указания Центрального банка Российской Федерации от 20.10.1998 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее - Указание) специальный транзитный валютный счет открывается уполномоченным банком без участия резидента в целях учета совершаемых резидентом операций покупки иностранной валюты на валютном рынке и ее обратной продажи.
На специальный транзитный валютный счет зачисляются поступления в иностранной валюте в пользу резидента. Списание иностранной валюты со специального транзитного валютного счета резидента допускается только в случаях и порядке, установленных пунктом 4 Указания.
Следовательно, специальный транзитный валютный счет открывается резиденту банком без заключения договора банковского счета в одностороннем порядке в целях осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства. Открытие специального транзитного валютного счета является обязательным в силу императивных требований банковского и валютного законодательства и не зависит от волеизъявления налогоплательщика. Специальный транзитный валютный счет открывается одновременно с текущим валютным счетом и не является самостоятельным предметом договора банковского счета. Правовым режимом такого счета, установленным Указанием, не предусмотрено осуществление операций по уплате и взысканию налогов.
Поскольку специальный транзитный валютный счет не подпадает под признаки счета, указанные в статье 11 НК РФ, у Общества отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган о закрытии названного счета.
Кроме того, пунктом 5 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Поскольку специальный транзитный счет не является счетом, с которого может производиться взыскание налога, то необходимость извещать налоговые органы о его открытии или закрытии отсутствует.
Учитывая изложенное, вывод суда об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 118 НК РФ, является законным, а потому кассационная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.10.2005 по делу N А05-12552/2005-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий
МУНТЯН Л.Б.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
ЛОМАКИН С.А.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Запад