ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2005 года Дело N А56-2401/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2005 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2005 (судьи Шульга Л.А., Згурская М.Л., Фокина Е.А.) по делу N А56-2401/2005,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западное" (далее - Общество, ООО "Северо-Западное") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Санкт-Петербургу, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Санкт-Петербургу, (далее - налоговая инспекция) от 20.12.2004 N 11/25995 об отказе в возмещении из бюджета 154372 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за август 2004 года по экспортным операциям и об обязании налоговой инспекции возместить налогоплательщику указанную сумму налога путем возврата на расчетный счет Общества.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2005 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2005 решение суда от 25.04.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права.
Так, налоговый орган утверждает, что Общество не подтвердило в установленном порядке обоснованность применения льготной ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость к выручке от реализации продукции, отраженной в декларации за август 2004 года по экспортным операциям. Налогоплательщиком не доказан в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 165 НК РФ, факт поступления валютной выручки от иностранного лица - покупателя экспортированного товара. В представленных платежных документах имеются ссылки на контракты, но отсутствуют сведения об инвойсах (счетах), по которым произведена оплата. Кроме того, налоговая инспекция ссылается на непредставление Обществом предусмотренных экспортными контрактами документов о происхождении товара, документов о приемке пробной партии товара, факсимильных сообщений о результатах переобмера и проверки покупателем качества продукции.
Налоговая инспекция в жалобе указывает также на недоказанность Обществом права на вычеты сумм налога, отраженных с декларации за август 2004 года. В нарушение требований пункта 1 статьи 172 НК РФ Общество не представило налоговому органу документы, подтверждающие доставку и реальное получение товаров, приобретенных экспортером у ООО "Ель".
Стороны о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, во исполнение контрактов от 19.02.2004 N 45-2004/36 и от 19.11.2003 N 45-2003/0132, заключенных с фирмой АО "Аранна" (Финляндия), а также договора комиссии от 15.12.2003 N 3/04, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Северный Торговый Дом" (далее - ООО "Северный Торговый Дом"), Общество осуществляло реализацию на экспорт лесоматериалов. Собрав в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 165 НК РФ комплект документов, предусмотренных пунктом 1 и пунктом 2 статьи 165 НК РФ, ООО "Северо-Западное" представило 20.09.2004 их в налоговую инспекцию вместе с декларацией по налогу на добавленную стоимость за август 2004 года по экспортным операциям. В налоговой декларации налогоплательщик указал выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявил к возмещению из бюджета 154372 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), относящихся к операции реализации товаров на экспорт. Подлежащую возмещению из бюджета сумму налога на добавленную стоимость Общество просило возвратить на его расчетный счет.
Наряду с документами, подтверждающими обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, ООО "Северо-Западное" представило в налоговый орган документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 172 НК РФ.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку полученных документов, по результатам которой приняла решение (мотивированное заключение) от 20.12.2004 N 11/25995 об отказе налогоплательщику в возмещении из бюджета 154372 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за август 2004 года.
Это решение мотивировано следующим:
- представленные Обществом контракты от 19.02.2004 N 45-2004/36 и от 19.11.2003 N 45-2003/0132 не предусматривают поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, поскольку момент перехода права собственности на товар в них не оговорен. Условия же поставки товаров, определенные в контрактах с фирмой АО "Аранна", - FCA и DAF Санкт-Петербург, по международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс", не предусматривают поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;
- налогоплательщик не подтвердил факт поступления выручки от иностранной фирмы - покупателя товара, поскольку в представленных платежных документах имеются ссылки только на контракты, без уточнения инвойсов (счетов), оплата товаров по которым произведена;
- Общество не доказало право на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 172 НК РФ, поскольку не представило документы, подтверждающие транспортировку (доставку) и передачу ему поставщиком (ООО "Ель") товаров, по которым предъявлен к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость по декларации по налоговой ставке 0 процентов за август 2004 года.
Общество, считая указанное решение налоговой инспекции незаконным, обжаловало его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя, признав решение налогового органа от 20.12.2004 N 11/25995 недействительным и обязав налоговый орган возместить Обществу из бюджета спорную сумму налога в порядке, предусмотренном статьей 176 НК РФ. Принимая такое решение, суды исходили из того, что налогоплательщик подтвердил обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в декларации за август 2004 года по экспортным операциям.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налоговой инспекции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что решение и постановление судов подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с несоответствием выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171, пунктами 1 и 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названным нормам для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов с предусмотренными статьей 165 НК РФ документами.
Пункт 1 статьи 165 НК РФ содержит перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. В пункте 2 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, которые подлежат представлению налогоплательщиком в налоговый орган в целях подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров на экспорт через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору.
Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 статьи 166 НК РФ.
Как указано в пункте 1 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Право на налоговые вычеты распространяется и на операции, облагаемые по налоговой ставке 0 процентов. Причем согласно пункту 6 статьи 164, пункту 10 статьи 165, пункту 3 статьи 172 и пункту 4 статьи 176 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся на основании отдельной декларации и только при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Налоговый орган обязан провести проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и вправе при необходимости истребовать дополнительные сведения, соответствующие объяснения и документы у налогоплательщика и у иных лиц, располагающих информацией о деятельности налогоплательщика.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании имеющихся в деле документов установлено, что налогоплательщиком в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов представлен в налоговый орган полный пакет документов, предусмотренных пунктом 1 и пунктом 2 статьи 165 НК РФ. Этими документами подтвержден как факт реализации товаров на экспорт (помещение под таможенный режим экспорта и вывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров, указанных в экспортном контракте), так и факт поступления валютной выручки.
Судебными инстанциями правомерно отклонен довод налогового органа о невыполнении Обществом требований подпункта 2 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 165 НК РФ в связи с неуказанием в платежных документах сведений об инвойсах (счетах), оплата товаров по которым осуществлена иностранным покупателем.
Подпунктом 2 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 165 НК РФ предусмотрено представление налогоплательщиком-экспортером в налоговый орган в составе комплекта документов выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя отгруженного на экспорт товара на счет налогоплательщика (комиссионера) в российском банке.
Общество в подтверждение поступления выручки за реализованную на экспорт продукцию от иностранного покупателя представило в налоговый орган выписки банка с приложением swift-сообщений иностранного банка и уведомлений уполномоченного банка ООО "Северный Торговый Дом" (комиссионера) о поступлении валютной выручки, которые в совокупности подтверждают факт поступления на счет Общества выручки от иностранного лица - покупателя товара по экспортным контрактам.
То есть требования подпункта 2 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 165 НК РФ налогоплательщиком исполнены.
Кроме того, в доказательство поступления валютной выручки от покупателя товаров по контракту от 19.02.2004 N 45-2004/36 налогоплательщик представил ведомости банковского контроля (л.д. 53 - 67). В соответствии с Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 13.10.1999 N 86-И "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товара", действовавшей на момент заключения названного контракта, банк по каждому принятому на расчетное обслуживание контракту формирует паспорт сделки и ведет учет операций, связанных с поступлением в пользу экспортера денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (банк формирует по окончании (прекращении) всех операций и расчетов по контракту ведомость банковского контроля, подписанную ответственным лицом банка и заверенную печатью). Новой Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок", введенной в действие взамен Инструкции от 13.10.1999 N 86-И, также сохранено требование (в пункте 3.1) об оформлении уполномоченным банком паспорта сделки на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.
Кассационная инстанция считает не основанным на положениях статьи 165 НК РФ оспариваемое решение налогового органа об отказе в подтверждении права Общества на налоговую ставку 0 процентов по мотиву непредставления налогоплательщиком в налоговый орган документов о происхождении товара, о приемке пробной партии товара, факсимильных сообщения о результатах переобмера и проверки покупателем качества продукции. Составление этих документов предусмотрено контрактами, заключенными Обществом с иностранным партнером, и они не входят в комплект документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Отклоняется как необоснованная и ссылка налогового органа на недоказанность права Общества на применение налоговой ставки 0 процентов по контрактам от 19.02.2004 N 45-2004/36 и от 19.11.2003 N 45-2003/0132, поскольку, как считает налоговая инспекция, содержащимися в них условиями поставки не предусмотрен вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Налоговый орган не учитывает положения подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, согласно которой налоговой ставкой 0 процентов облагается реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
Для применения налоговой ставки 0 процентов необходимо соблюдение следующих трех условий:
- товары должны быть реализованы на территории Российской Федерации (должен возникнуть объект обложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ);
- эти товары должны быть вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта;
- в налоговый орган должны быть представлены налогоплательщиком документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
Материалами дела подтверждается соблюдение Обществом перечисленных условий.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает законным и обоснованным вывод судов первой и апелляционной инстанций о доказанности Обществом права на применение налоговой ставки 0 процентов к выручке от реализации товаров на экспорт, указанной в декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2004 года по экспортным операциям.
Вместе с тем кассационная инстанция считает не соответствующим имеющимся в деле документам, а потому недостаточно обоснованным, вывод судов о соблюдении налогоплательщиком условий предъявления к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), связанных с экспортной операцией.
Налоговый орган в ходе проверки установил, что поставляемые ООО "Северо-Западное" на экспорт лесоматериалы приобретались Обществом у ООО "Ель" на основании договора от 01.10.2003 N 3. Поскольку Общество не представило в налоговую инспекцию товарно-транспортные накладные или иные первичные документы, подтверждающие факт доставки и передачи экспортеру товаров, являющиеся основанием для их принятия к учету (оприходования), налоговый орган признал неправомерным предъявление Обществом в декларации за август 2004 года по экспортным операциям к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного при расчетах за товары ООО "Ель".
Судебные инстанции не согласились с решением налогового органа в этой части, посчитав доказанным представленными в налоговый орган и суду документами факт получения приобретенных Обществом товаров у ООО "Ель".
Между тем в материалах дела отсутствуют договор о взаимоотношениях Общества с обществом с ограниченной ответственностью "Ель", счета-фактуры, платежные документы, товарные накладные, товарно-транспортных накладные или иные первичные документы, подтверждающие факт получения Обществом товара от ООО "Ель", и, следовательно, принятие их на учет (оприходование).
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг). Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычеты сумм налога на добавленную стоимость могут быть осуществлены только после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, в подтверждение права на применение налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций налогоплательщик должен представить в налоговый орган и суду первичные документы, подтверждающие факт приобретения и принятия на учет соответствующих товаров (работ, услуг), документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога, а также счета-фактуры, выставленные продавцами на реализованные ими товары (работы, услуги).
Представленные налогоплательщиком документы должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает определенные правовые последствия.
Суды первой и апелляционной инстанции не истребовали у Общества документы, подтверждающие право Общества на налоговые вычеты, придя к выводу, что представление первичных документов, подтверждающих доставку товара от поставщика, не предусмотрено статьей 165 НК РФ.
Кассационная инстанция считает этот вывод судов ошибочным. Действительно, глава 21 НК РФ не содержит условия о признании за налогоплательщиком права на применение налоговой ставки 0 процентов по товарам, вывезенным в таможенном режиме экспорта, представлением этим налогоплательщиком документов, подтверждающих право на вычет (возмещение) налога на добавленную стоимость. В то же время от права налогоплательщика-экспортера на применение налоговой ставки 0 процентов зависит его право на применение налоговых вычетов: отказ налогоплательщику в подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по операции реализации товаров, в отношении которой заявлен вычет по декларации по налоговой ставке 0 процентов, автоматически лишает его права на такой вычет (возмещение) в силу правил статьи 165 и пункта 3 статьи 172 НК РФ.
Комплект документов, указанных в статье 165 НК РФ, подтверждает право налогоплательщика на применение ставки 0 процентов по экспортной сделке и является основанием для возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), относящихся к соответствующей экспортной операции, если экспортером соблюдены требования статей 171, 172, 173 и 169 НК РФ, что должно быть доказано соответствующим образом.
Суды при рассмотрении дела не приняли во внимание положения перечисленных статей Налогового кодекса Российской Федерации, не дали надлежащей оценки доводам налоговой инспекции о непредставлении налогоплательщиком оформленных в установленном порядке и по утвержденной форме первичных документов, в том числе накладных (товарных, товарно-транспортных), подтверждающих факт реального получения от поставщиков товаров, налог на добавленную стоимость по которым предъявлен к возмещению по декларации за август 2004 года по экспортным операциям.
В нарушение требований части 4 статьи 170 и части 2 статьи 271 АПК РФ в судебных актах не приведены мотивы, по которым суды отвергли довод налогового органа об отсутствии у Общества надлежащих документов, подтверждающих факт принятия к учету (оприходования) товаров, приобретенных у ООО "Ель", а также доказательства, на которых основаны выводы судов о подтверждении налогоплательщиком обоснованности применения налоговых вычетов в декларации за август 2004 года по экспортным операциям.
Кроме того, Общество, зная об основаниях отказа налогового органа в возмещении спорной суммы налога, в поданном в арбитражный суд заявлении о признании недействительным решения налоговой инспекции от 20.12.2004 N 11/25995, ссылалось только на соблюдение им требований статьи 165 НК РФ и представление в налоговую инспекцию полного комплекта документов, подтверждающих право на применение налоговой ставки 0 процентов. Документов же, подтверждающих соблюдение условий, необходимых в силу статей 171 и 172 НК РФ для предъявления к возмещению из бюджета суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной поставщикам товаров, заявленных в декларации как реализованные на экспорт, Общество в суд не представило, в деле их нет.
При названных обстоятельствах кассационная инстанция считает выводы судов о праве Общества на возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам, не соответствующими имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем решение и постановление судов подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо предложить Обществу представить документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов, указанных в декларации за август 2004 года по экспортным операциям, выяснить обстоятельства, связанные с доставкой и передачей налогоплательщику товаров обществом с ограниченной ответственностью "Ель", дать оценку представленным Обществом доказательствам, в том числе первичным документам, на основании которых спорные товары приняты к учету (оприходованы), и с учетом имеющихся в деле и дополнительно полученных от сторон документов принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2005 по делу N А56-2401/2005 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
Судьи
БЛИНОВА Л.В.
МАЛЫШЕВА Н.Н.
Судебная практика: Северо-Запад
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 07.12.2005 N А56-2401/2005 Решение суда о признании недействительным решения ИМНС об отказе в возмещении обществу НДС по экспортным операциям подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, поскольку суд сделал вывод о соблюдении обществом условий предъявления к возмещению из бюджета суммы налога, уплаченной поставщикам экспортированных товаров, однако в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт получения обществом товаров от поставщика и, следовательно, принятия данных товаров на учет.
Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Запад