Судебная практика: Северо-Запад

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 13.12.2005 N А66-12100/2004 Отказывая в признании недействительным решения ИФНС в части доначисления лесхозу сумм НДС, суд указал, что операции по реализации древесины, полученной в результате осуществления мер по уходу за лесом и рубок промежуточного пользования, подлежат обложению спорным налогом на общих основаниях.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2005 года Дело N А66-12100/2004

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Клириковой Т.В., Шевченко А.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области Андрековой А.И. (доверенность от 01.02.2005 N 16), Николаевой Е.В. (доверенность от 09.12.2005 N 04-26/03/4691), от Государственного учреждения "Тверской лесхоз" Семенова А.В. (доверенность от 12.12.2005 N 23), Шутовой Е.И. (доверенность от 12.12.2005 N 24), рассмотрев 13.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 08.08.2005 по делу N А66-12100/2004 (судья Владимирова Г.А.),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Тверской лесхоз" (далее - лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области (далее - инспекция) от 28.07.2004 N 52 о привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также доначислении к уплате 2761165 руб. налога на добавленную стоимость и 330345,14 руб. пеней.
Решением суда от 08.08.2005 требования лесхоза удовлетворены в части 515006,94 руб. штрафа. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение суда в удовлетворенной части и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований полностью.
Лесхоз в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения лесхозом налогового законодательства за период с 01.06 по 31.12.2003.
Налоговой проверкой выявлено, что лесхозом в нарушение статей 146, 153 НК РФ не исчислен налог на добавленную стоимость с операций по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования.
По результатам проверки решением налогового органа от 28.07.2004 N 52 лесхоз привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и пунктом 2 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания 552233,09 руб. и 1226053 руб. штрафа соответственно. Кроме того, данным решением налогоплательщику доначислено к уплате 2761165,44 руб. налога на добавленную стоимость и 330345,14 руб. пеней.
Лесхоз не согласился с указанным решением и обжаловал его в суд, указывая на то, что он не совершал налогового правонарушения и не допускал факта занижения налогооблагаемой базы, поскольку спорные денежные средства являются средствами целевого финансирования, приравненные к бюджетному финансированию, их поступление связано с выполнением лесхозом функций государственного управления лесами.
Решением суда заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал правомерным решение налогового органа в части доначисления лесхозу 2761165,44 руб. налога на добавленную стоимость, 330345,14 руб. пеней и 1263279,15 руб. налоговых санкций, при этом суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Лесхоз в соответствии с Положением о лесхозе является юридическим лицом - государственным учреждением, имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах федерального казначейства и банках, осуществляет уход за лесами, в том числе рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок, принимает меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов.
В соответствии со статьей 143 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (введенного в действие с 01.01.2001) плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Операции, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения, указаны в пунктах 1 и 2 статьи 146 Кодекса.
Согласно статье 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг). Подпунктом 4 пункта 2 этой статьи предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций (исключительных полномочий в определенной сфере деятельности - в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставлены лесхозам подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.
Подпункт 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса также не исключает реализацию товаров из предусмотренных пунктом 1 этой статьи объектов налогообложения.
В данном случае лесхоз осуществлял реализацию древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования. В соответствии с пунктом 3 статьи 38 НК РФ товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса признается передача на возмездной основе права собственности на товар, следовательно, лесхоз в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров (древесины).
Следовательно, операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, подлежат налогообложению на общих основаниях.
Таким образом, инспекция правомерно оспариваемым решением доначислила лесхозу к уплате налог на добавленную стоимость, соответствующие пени и применила налоговую ответственность.
Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
В силу пункта 2 статьи 109 НК РФ отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, устанавливаются и учитываются судом при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
В данном случае суд, установив обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности, обоснованно признал недействительным оспариваемое решение налогового органа в части 515006,94 руб. налоговых санкций.
При этом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 08.08.2005 по делу N А66-12100/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ЗУБАРЕВА Н.А.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
ШЕВЧЕНКО А.В.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Запад