Судебная практика: Северо-Запад

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 16.12.2005 N А42-13818/04-7 Удовлетворяя требование о взыскании с администрации закрытого административно-территориального образования города на основании Закона РФ О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях суммы расходов ФГУП, компенсировавшего затраты бывшего работника на выезд за пределы данного образования, суд указал, что действующим законодательством возмещение спорных расходов отнесено к вопросам местного значения.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2005 года Дело N А42-13818/04-7

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М., рассмотрев 13.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации закрытого административно-территориального образования города Североморска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.03.2005 (судья Макаренко Т.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2005 (судьи Жиляева Е.В., Герасимова М.М., Ларина Т.С.) по делу N А42-13818/04-7,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "195 ремонтный завод ракетно-артиллерийского вооружения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к администрации закрытого административно-территориального образования города Североморска о взыскании 3090 руб. 42 коп., компенсированных Предприятием бывшему работнику в связи с выездом за пределы Мурманской области на основании статьи 35 Закона Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Решением от 11.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.07.2005, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация закрытого административно-территориального образования города Североморска просит обжалуемые судебные акты отменить как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении иска отказать. По мнению подателя жалобы, финансирование расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не должно производиться за счет бюджета закрытого административно-территориального образования.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, 11.05.2004 Загороднюк Владимир Никитович был уволен с Предприятия по собственному желанию на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации и 11.06.2004 выехал в город Севастополь.
На основании документов, подтверждающих затраты Загороднюка В.Н. на переезд, истец на основании статьи 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" возместил расходы бывшего работника в сумме 6180 руб. 83 коп. и 01.10.2004 обратился в администрацию закрытого административно-территориального образования города Североморска с просьбой компенсировать 50% произведенных затрат.
Отказ администрации закрытого административно-территориального образования города Североморска и послужил основанием для предъявления настоящего иска.
В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции от 10.01.2003) в случае переезда работника к новому месту жительства в связи с прекращением или расторжением трудового договора (контракта) по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда работника и членов его семьи и провоза багажа, но не свыше 5 тонн на семью по фактическим расходам.
В соответствии со статьей 4 названного Закона расходы, связанные с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работникам бюджетных учреждений, организаций, проработавшим в указанных районах и местностях не менее трех лет, пенсионерам, инвалидам, лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных в этих районах и местностях, компенсируются за счет консолидированного бюджета Российской Федерации в размере 100 процентов произведенных затрат, а лицам, проработавшим не менее трех лет на государственных предприятиях, расположенных в указанных районах и местностях, - 50 процентов произведенных затрат, но не превышая норм, предусмотренных статьей 35 настоящего Закона.
Порядок возмещения затрат на государственные гарантии и компенсации из республиканского бюджета Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации, а из бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований - соответствующими органами этих образований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1992 N 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.1992 N 840) предусмотрено, что финансирование расходов гражданам, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, из расчета: лицам, проработавшим не менее трех лет на государственных предприятиях, расположенных в указанных районах и местностях, - в размере 50% произведенных затрат. Компенсацию оставшихся 50% затрат рекомендовано осуществлять за счет средств предприятий.
Суд, учитывая положение части 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", пришел к выводу о том, что 50-процентное финансирование расходов граждан должно осуществляться за счет средств административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Кассационная инстанция считает такой вывод правомерным.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2004 году) в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Возмещение расходов, возникающих у организаций в связи с предоставлением льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1992 N 572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.1992 N 840) отнесены к вопросам местного значения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.03.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2005 по делу N А42-13818/04-7 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации закрытого административно-территориального образования города Североморска - без удовлетворения.
Председательствующий
КУСТОВ А.А.
Судьи
СОСНИНА О.Г.
ТАРАСЮК И.М.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Запад