ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2005 года Дело N А56-2480/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д., Зубаревой Н.А., рассмотрев 20.12.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2005 по делу N А56-2480/2005 (судья Захаров В.В.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Селена" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Лужскому району Ленинградской области, правопреемником которой является Инспекция Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция), от 10.12.2004 N 13/70-Р в части доначисления 797924 руб. 50 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления 296948 руб. пеней по НДС и взыскания 158997 руб. штрафа за неполную уплату НДС.
Решением суда первой инстанции от 08.06.2005 заявленные Обществом требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить обжалуемый судебный акт, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Инспекция и Общество о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.09.2001 по 31.12.2003, о чем составила акт от 12.11.2004 N 13/170-А.
По результатам проверки с учетом представленных заявителем возражений по акту принято решение от 10.12.2004 N 13/70-Р о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в том числе за неполную уплату НДС за 2002 - 2003 годы в виде взыскания 158997 руб. штрафа, доначислении 797924 руб. НДС с соответствующими пенями (296948 руб.). Основанием для вынесения решения послужил вывод налогового органа о неправомерном предъявлении Обществом к возмещению из бюджета сумм НДС за проверяемый период, поскольку факты оказания услуг, реализация товаров организациями-поставщиками налогоплательщика и уплата ими в бюджет НДС не подтверждены.
Общество, считая решение налогового органа в этой части незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции законно и обоснованно признал оспариваемое решение налогового органа по данному эпизоду недействительным, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.
Право налогоплательщика на возмещение НДС и порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ. Порядок реализации права на возмещение НДС при осуществлении экспортных операций установлены статьей 165, пунктами 1 и 2 статьи 171, пунктами 1 и 3 статьи 172 и пунктом 4 статьи 176 НК РФ. В силу названных норм для подтверждения права на возмещение налога, уплаченного при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), налогоплательщик должен представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и указанные в пункте 1 статьи 165 НК РФ документы, на основании которых налоговый орган обязан в трехмесячный срок принять решение о возмещении налога или об отказе в его возмещении (полностью или частично). Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату им сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг), не устанавливается и обязанность налогоплательщика подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога при экспорте товаров производится не позднее трех месяцев со дня представления в налоговый орган декларации по ставке 0% и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками товаров (работ, услуг). При таких обстоятельствах несостоятельны доводы Инспекции об отсутствии у нее сведений об уплате в бюджет сумм НДС поставщиками Общества.
Аналогичным образом решается вопрос о предъявлении к вычету НДС по операциям реализации продукции (работ, услуг) на внутреннем рынке. Порядок реализации права на возмещение НДС при осуществлении операций по реализации продукции установлен пунктами 1 и 2 статьи 171, пунктом 1 статьи 172 и пунктом 3 статьи 176 НК РФ.
Следует также отметить, что именно налоговые органы обязаны в силу статей 32, 82, 87 НК РФ осуществлять налоговый контроль и вправе в порядке статей 45 - 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении поставщиками экспортированных товаров, являющихся самостоятельными налогоплательщиками, обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника для возмещения сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций, а также реализацию прав экспортера, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.10.2003 N 329-О разъяснил, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Правомерность применения Обществом ставки 0% и факт уплаты сумм НДС по счетам-фактурам, выставленным Обществу поставщиками товаров (работ, услуг), приобретенных как для осуществления экспортных операций, так и операций реализации на внутреннем рынке, налоговым органом не оспариваются.
Таким образом, следует признать, что общество выполнило все условия, необходимые для возмещения из бюджета НДС за проверяемый период.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2005 по делу N А56-2480/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ШЕВЧЕНКО А.В.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
ЗУБАРЕВА Н.А.
Судебная практика: Северо-Запад
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 20.12.2005 N А56-2480/2005 Поскольку право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета не поставлено в зависимость от факта внесения сумм названного налога в бюджет поставщиками товаров, ссылка ИФНС на неподтверждение уплаты налога поставщиками налогоплательщика как на основание отказа в возмещении НДС правомерно признана судом несостоятельной.
Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Запад