ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2005 года Дело N А05-7874/05-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Кочеровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.08.2005 по делу N А05-7874/05-29 (судья Никитин С.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Архангельское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным постановления Государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение фонда) от 11.03.2005 N 7/5к-20 о взыскании 368279 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и 14668 руб. пеней за счет имущества Предприятия.
Решением суда первой инстанции от 25.08.2005 заявленное Предприятием требование удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Отделение фонда просит отменить решение суда и на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекратить производство по делу. По мнению подателя жалобы, принятое Отделением фонда в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" постановление о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней за счет имущества страхователя-организации является исполнительным документом, а потому основания для оспаривания такого ненормативного правового акта в судебном порядке отсутствуют, следовательно, производство по настоящему делу подлежит прекращению.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, при камеральных проверках представленных Предприятием расчетных ведомостей по средствам Фонда социального страхования за первое полугодие и девять месяцев 2004 года установлено наличие у плательщика задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 368279 руб. За нарушение срока уплаты указанной суммы страховых взносов в установленный законодательством срок Отделение фонда начислило Предприятию пени, предусмотренные статьей 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в сумме 14668 руб.
По результатам проверок Отделением фонда приняты решения от 28.08.2004 N 7/1к-641 и 29.11.2004 N 7/1к-1925 и направлены Предприятию требования от 25.08.2004 N 7/2к-641 и от 29.11.2004 N 7/2к-1925 об уплате соответственно в срок до 09.09.2004 и 10.12.2004 недоимки по страховым взносам и пеней в общей сумме 382947 руб.
Предприятие не исполнило требования в установленные сроки, что явилось основанием для вынесения Отделением фонда в порядке, установленном третьим абзацем пункта 6 статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ, трех решений: решения от 29.09.2004 N 7/3к-780 о взыскании в бесспорном порядке 86754 руб. недоимки по страховым взносам за первое полугодие 2004 года и 1858 руб. пеней за нарушение срока уплаты названных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке, путем направления инкассового поручения от 06.10.2004 N 1117, решения от 01.11.2004 N 7/3к-1422 о взыскании в бесспорном порядке 86755 руб. недоимки по страховым взносам за первое полугодие 2004 года и 1859 руб. пеней за нарушение срока уплаты названных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке, путем направления инкассового поручения от 03.11.2004 N 1540, а также решения от 24.12.2004 N 7/3к-1572 о взыскании в бесспорном порядке 194770 руб. недоимки по страховым взносам за девять месяцев 2004 года и 10951 руб. пеней за нарушение срока уплаты названных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке, путем направления инкассового поручения от 28.12.2004 N 1755.
Выставленные Отделением фонда в банк инкассовые поручения Банком не исполнены в связи с отсутствием денежных средств на счетах Предприятия, в связи с чем Отделение фонда приняло решение от 11.03.2005 N 7/4к-20 о взыскании 368279 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за первое полугодие и девять месяцев 2004 года и 14668 руб. пеней за нарушение сроков уплаты названных платежей за счет имущества Предприятия. Ранее выставленные в банк инкассовые поручения отозваны Отделением фонда.
На основании решения о взыскании недоимки и пеней за счет имущества Отделением фонда принято постановление от 11.03.2005 N 7/5к-20 о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней за счет имущества страхователя, которое направлено судебному приставу-исполнителю.
Считая постановление Отделения фонда от 11.03.2005 N 7/5к-20 незаконным, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названного ненормативного акта недействительным. В обоснование заявленного требования Предприятие сослалось на то, что в отношении него определением Арбитражного суда Архангельской области от 31.01.2005 по делу N А05-1141/05-8 введена процедура наблюдения. Поэтому Отделение фонда не вправе после 31.01.2005 взыскивать задолженность по страховым взносам и пени, возникшие в период до введения процедуры наблюдения, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (последним абзацем пункта 6 статьи 22.1). В соответствии с нормой первого абзаца пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Федеральным законом N 127-ФЗ порядка предъявления требований к должнику.
Суд требования Предприятия удовлетворил, признав незаконным обращение Отделением фонда взыскания на имущество после вынесения судом определения о введении процедуры наблюдения.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требование заявителя, правомерно исходил из следующего.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 31.01.2005 по делу N А05-1141/05-8 в отношении муниципального унитарного предприятия "Архангельское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" введена процедура наблюдения.
Согласно первому абзацу пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
Под обязательными платежами согласно пятому абзацу статьи 2 названного Закона понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается Отделением фонда, что сумма в размере 382947 рублей представляет собой задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, срок уплаты которых наступил до введения в отношении Предприятия процедуры наблюдения, и пени, начисленные на указанную сумму недоимки.
Следовательно, требование об уплате спорной суммы может быть предъявлено только в установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" порядке.
Учитывая изложенное, Отделение фонда не вправе производить взыскание обязательных платежей, возникших в период до введения процедуры наблюдения, в порядке, установленном пунктом 6 статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал недействительным постановление от 11.03.2005 N 7/5к-20 о взыскании 368279 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и 14668 руб. пеней за счет имущества Предприятия.
Кассационной инстанцией отклоняется довод Отделения фонда о том, что производство по настоящему делу подлежит прекращению, поскольку в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" обжалуемое постановление является исполнительным документом и не подлежит оспариванию в судебном порядке. Действительно, постановление о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней за счет имущества страхователя отнесено к исполнительным документам, однако Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержит запрета на их обжалование. Более того, в пункте 4 статьи 20 названного Закона предусмотрена обязательность приостановления исполнительного производства в случае оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Порядок взыскания недоимки и пени по страховым взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрен пунктом 6 статьи 22.1 Закона N 125-ФЗ. Согласно последнему абзацу указанного пункта при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах страхователя - юридического лица либо отсутствии информации о счетах страхователя страховщик вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества страхователя - юридического лица путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.
В пункте 6 Порядка взаимодействия Фонда социального страхования Российской Федерации, его исполнительных органов и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при принудительном исполнении постановлений исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества страхователей, а также иных исполнительных документов о взыскании в пользу Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.12.2003 N 317/280, разъяснено, что действия исполнительного органа Фонда социального страхования по реализации права взыскания недоимки по страховому взносу и пени за счет иного имущества страхователя регламентируются статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскание недоимки по страховым взносам и пени за счет иного имущества страхователя производится по решению руководителя (его заместителя) исполнительного органа Фонда путем направления в течение трех дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и подпунктом 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" закреплено право страхователя защищать свои права и законные интересы в суде.
Согласно частям 1 и 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных актов государственных и иных органов установлен в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из положений части 2 статьи 197 АПК РФ и статьи 198 АПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании такого акта недействительным.
К ненормативным относятся акты индивидуального характера, не содержащие общеобязательных предписаний, которые устанавливают, изменяют или отменяют права и обязанности конкретных лиц.
Постановление о взыскании страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пеней за счет имущества страхователя подписано заместителем управляющего Отделения фонда, нарушает права Предприятия и соответствует вышеуказанным требованиям. Поэтому оно является ненормативным актом и может быть обжаловано в арбитражном суде.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, правильно применены к установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным имеющимися в деле доказательствами.
Правовых оснований для отмены принятого по данному делу решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.08.2005 по делу N А05-7874/05-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
Судьи
БЛИНОВА Л.В.
КОЧЕРОВА Л.И.
Судебная практика: Северо-Запад
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 21.12.2005 N А05-7874/05-29 Суд признал недействительным постановление отделения ФСС РФ о взыскании за счет имущества МУП, в отношении которого введена процедура наблюдения, недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, срок уплаты которой наступил до введения указанной процедуры, поскольку в данном случае требования о взыскании обязательных платежей могут быть заявлены только в рамках дела о банкротстве.
Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Запад