ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 6 октября 2005 года Дело N А12-10581/05-С22
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.06.2005 по делу N А12-10581/05-С22
по иску Открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", г. Волгоград, в лице Михайловского межрайонного управления, г. Михайловка, Волгоградская область, к Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, Территориальному управлению ГФКУ по Серафимовичскому району, г. Серафимович, Волгоградская область, о взыскании 129997 руб. 70 коп. убытков,
третьи лица: Районный отдел социальной защиты населения Администрации Серафимовичского района, г. Серафимович, Волгоградская область, Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, Администрация Волгоградской области, г. Волгоград, Министерство финансов Российской Федерации, г. Москва, Администрация Серафимовичского района, г. Серафимович, Волгоградская область,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт", г. Волгоград, в лице Михайловского межрайонного управления, г. Михайловка, Волгоградская область, (далее по тексту - истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Главному финансово-казначейскому управлению Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, (далее по тексту - ГФКУ) Территориальному управлению ГФКУ по Серафимовичскому району, г. Серафимович, Волгоградская область, с привлечением в качестве третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, г. Волгоград, Администрации Серафимовичского района, г. Серафимович, Волгоградская область, Районного отдела социальной защиты населения Администрации Серафимовичского района, г. Серафимович, Волгоградская область, о взыскании 129997 руб. 70 коп. убытков.
Исковое заявление мотивировано неполным возмещением истцу расходов, вызванных предоставлением льгот отдельным категориям граждан за период с 01.01.2004 по 31.12.2004.
В отзыве на исковое заявление Территориальное управление ГФКУ по Серафимовичскому району просило признать его ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку финансирование затрат истца должно осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта федерации.
Комитет по социальной защите населения Администрации Серафимовичского района в отзыве на иск так же просил в иске отказать, поскольку он ведет только учет граждан и не вправе решать вопрос по возмещению выпадающих доходов.
До вынесения решения по делу истцом уточнены исковые требования: взыскать с казны Волгоградской области за счет ГФКУ Администрации Волгоградской области заявленную сумму.
Администрация Серафимовичского района в отзыве на иск заявило о необходимости возмещения затрат истца за счет федерального и областного бюджетов.
ГФКУ в отзыве на исковое заявление просило в иске к Казне Волгоградской области отказать, поскольку финансирование должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.06.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме в ГФКУ за счет средств Казны Волгоградской области.
Решение суда мотивировано следующими обстоятельствами: материалами дела подтверждено предоставление истцом льгот; расчет истца не оспорен; ГФКУ не доказано поступление средств из областного бюджета на счет истца; финансирование расходов истца производится за счет средств областного бюджета; ГФКУ не представлено доказательств финансирования районов субъекта федерации в полном объеме.
В порядке апелляционного производства законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.
Не согласившись с доводами суда первой инстанции, Главное финансово-казначейское управление Администрации Волгоградской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и в иске к ГФКУ отказать.
В обоснование своей кассационной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований были переданы денежные средства; областью для Серафимовичского района сумма, не достаточная для реализации федерального закона, не определялась.
Проверив законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы исходя из нижеследующего.
Как установлено материалами дела, истцом в 2004 г. в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" отдельным категориям граждан были предоставлены льготы по оплате потребленной электрической энергии.
Пунктом 9 статьи 14 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются льготы по оплате в размере 50% коммунальных услуг (электрическая энергия). Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.10.92 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" предусмотрено предоставление проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.
Финансирование данных льгот осуществляется за счет тех же источников, за счет которых они предоставляются по Федеральному закону "О ветеранах".
Сумма убытков истца в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в размере 129997 руб. 70 коп. подтверждена материалами дела и не оспаривается сторонами по делу. Как установлено судом, причинение истцу убытков вызвано недофинансированием данных социальных программ.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" финансирование предоставленных истцом льгот осуществляется за счет средств бюджетов субъектов федерации.
Отсутствие выделенных федеральным бюджетом в достаточном количестве средств не освобождает субъект федерации от обязанности по возмещению выпадающих доходов предприятиям, предоставившим льготы в соответствии с федеральными законами, в связи с чем вывод суда о возложении ответственности за причиненные истцу убытки на субъект федерации является правомерным.
В то же время суд, принимая решение по делу, осуществил взыскание с ГФКУ за счет казны Волгоградской области.
Данный вывод суда первой инстанции нельзя признать правомерным. В случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных субъектов федерации, ответчиком по такому делу должен признаваться соответствующий субъект Российской Федерации в лице соответствующего финансового органа.
Кроме того, принимая решение по делу, суд указал на осуществление взыскания в пользу ОАО "Волгоградэнергосбыт", г. Волгоград, в лице Михайловского межрайонного управления. Данное обстоятельство свидетельствует о принятии судом решения в пользу обособленного подразделения юридического лица, что не допускается арбитражно-процессуальным законодательством и влечет изменение судебного акта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.06.2005 по делу N А12-10581/05-С22 изменить, изложив абз. 1 резолютивной части решения в следующей редакции: "Взыскать с Волгоградской области в лице Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области, г. Волгоград, за счет средств казны Волгоградской области в пользу Открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", г. Волгоград, 129997 руб. 70 коп. убытков".
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Поволжье
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 06.10.2005 N А12-10581/05-С22 Расходы, связанные с реализацией прав и льгот, предоставленных ветеранам по оплате коммунальных услуг, независимо от жилищного фонда производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье