Судебная практика: Поволжье

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 06.10.2005 N А49-222/05-26/10 Арбитражный суд удовлетворил иск о признании права муниципальной собственности, т.к. спорный объект недвижимого имущества входит в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 6 октября 2005 года Дело N А49-222/05-26/10

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области, г. Пенза,
на решение от 02.06.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 12.07.2005 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-222/05-26/10
по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы, г. Пенза, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области, г. Пенза, Открытому акционерному обществу "Пенздизельмаш", г. Пенза, с участием третьих лиц: Администрации города Пенза, г. Пенза, Пензенской городской Думы, г. Пенза, о признании права муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 02.06.2005 Арбитражный суд Пензенской области удовлетворил исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы, признал право муниципальной собственности на здание столовой, расположенное по адресу: г. Пенза, ул. Калинина,128, общей площадью 2510,6 кв. м.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.07.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области, просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, прекратить производство по делу.
Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность обжалованного судебного акта, оснований для его отмены либо изменения не находит.
Как видно из материалов дела, 02.12.92 Комитетом по управлению госимуществом по Пензенской области на основании заявки трудового коллектива Пензенского производственного объединения по дизелям и турбокомпрессорам (ПО "Пенздизельмаш") принято решение N 622 о приватизации ПО "Пенздизельмаш"; 17.12.92 утвержден план приватизации, согласно которому к числу объектов, не подлежащих приватизации, отнесена столовая N 2, являющаяся предметом заявленных по иску требований.
Из акта оценки стоимости имущества ПО "Пенздизельмаш", составленному по состоянию на 1 июля 1992 г., являющемуся приложением N 9 к плану приватизации, усматривается, что из стоимости выкупаемого имущества исключена стоимость здания столовой N 2. В уставный капитал Открытого акционерного общества "Пенздизельмаш" (далее - ОАО "Пенздизельмаш") данный объект не вошел, был признан остающимся в государственной собственности.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации N 8 от 10.01.93 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" при приватизации предприятий в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе предприятий объекты социально-культурного назначения за исключением зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, в том числе встроенно-пристроенных (за исключением находящихся в границах территории предприятия), используемые предприятиями торговли. Поскольку местом расположения ОАО "Пенздизельмаш" является г. Пенза, ул. Калинина,118, а столовая N 2 расположена по адресу: г. Пенза, ул. Калинина,128, то есть за пределами границ территории Общества, то здание столовой не могло быть включено в состав приватизируемого имущества.
Объекты, не вошедшие в состав приватизируемого имущества (до проведения процедуры разграничения собственности), относятся к федеральной (государственной) собственности.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 235 от 07.03.95, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации N 8 от 10.01.93 подлежат передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Названным Постановлением Правительства установлено, что для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом; а предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов.
В силу п. 3 Постановления Правительства утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Утверждение плана приватизации, исключающего из объектов, подлежащих приватизации, здание столовой, свидетельствует о принятии решения о передаче этого объекта из федеральной собственности в собственность иного уровня.
Распоряжением правительства Российской Федерации N 1453-р от 17.10.2002 утверждено положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядок оформления прав собственности, согласно которому для передачи объектов в муниципальную собственность города соответствующий Комитет по управлению имуществом города разрабатывает перечень объектов.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, здесь и далее по тексту вместо распоряжения Правительства Российской Федерации N 1453-р от 17.10.2002 имелось в виду распоряжение Президента Российской Федерации N 114-рп от 18.03.1992.
------------------------------------------------------------------
В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.91.
В связи с тем, что п. 4 названного приложения относит к муниципальной собственности предприятия розничной торговли, общественного питания, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий, здание столовой правомерно включено в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность.
Решением Пензенской городской Думы N 591/43 от 26.12.2003 был утвержден перечень объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, передаваемых в муниципальную собственность города Пензы с баланса ОАО "Пенздизельмаш".
Пензенской городской Думой 05.01.2004 направила в адрес Министерства госимущества Пензенской области указанное решение с приложением перечня объектов.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Пензы письмом N 6/749 от 18.03.2004 утвержденный перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, повторно направлен в Территориальное управление Министерства имущественных отношений по Пензенской области.
Согласно п. 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности осуществляется проверка соответствия представленного перечня требованиям, установленным приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.91.
При обнаружении в перечнях объектов, не соответствующих названным требованиям, эти объекты исключаются из регистрационного перечня, о чем Комитет по управлению имуществом в недельный срок со дня регистрации перечня уведомляет орган, утвердивший перечень.
Объекты, которые полностью соответствуют установленным требованиям, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.
Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в муниципальную собственность города с момента принятия решения о его передаче Советом народных депутатов области или по истечении двухмесячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято.
Поскольку здание столовой не было исключено из перечня объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, и по истечении двухмесячного срока с момента регистрации перечня не было принято решение о передаче его в муниципальную собственность, то в соответствии с п. 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности, утвержденного распоряжением правительства Российской Федерации N 1453-р от 17.10.2002, данный объект считается переданным в муниципальную собственность.
Постановлением Главы администрации города Пензы N 1589 от 17.08.2004 здание столовой было принято в муниципальную имущественную казну города Пензы; Комитету по управлению муниципальным имуществом города Пензы предписано включить здание столовой в состав муниципальной имущественной казны города Пензы и зарегистрировать право муниципальной собственности на недвижимое имущество в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Пензенской области.
Суды пришли к правильному выводу об отнесении здания столовой, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Калинина,128, к муниципальной собственности в силу закона. Требования истца удовлетворены правомерно.
Выводы судов о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.06.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 12.07.2005 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-222/05-26/10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье