ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 11 октября 2005 года Дело N А55-2263/2005-44
(извлечение)
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - ОАО "Самараэнерго") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными п. п. 1.1.3 "а", 1.1.3 "б", а также недействительными п. п. 1.1 (в части), 2.1 "б" (в части), 2.1 "в" (в части) резолютивной части решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 23 декабря 2004 г. N 10-42/1428/01-11/17876 в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 5429940 руб., взыскания неуплаченных сумм налога на прибыль в размере 27149700 руб., взыскания сумм средств, подлежащих дополнительному внесению в бюджет по ставке рефинансирования ЦБ РФ, - 1696856 руб., взыскания пени в сумме 7415866 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2005 г. заявленные требования удовлетворены частично, решение Налоговой инспекции от 23 декабря 2004 г. N 10-42/1428/01-11/17876 признано недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 3844140 руб. (п. 1.1 решения); об уплате в срок, указанный в требовании, сумм налоговых санкций в указанной части (п. 2.1 "а" решения), неуплаченного налога на прибыль в сумме 19220700 руб., суммы средств, подлежащих дополнительному внесению в бюджет по ставке ЦБ РФ, - 1201293 руб. 75 коп. (п. 2.1 "б" решения), пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в соответствующей сумме (п. 2.1 "в" решения); в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 8 июля 2005 г. решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ОАО "Самараэнерго" и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами.
В своей кассационной жалобе ОАО "Самараэнерго" просит отменить судебные акты по делу в части отказа в признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 23 декабря 2004 г. N 10-42/1428/01-11/17876 о взыскании налога на прибыль в сумме 7929000 руб.
Заявитель кассационной жалобы считает, что исчисления на содержание Государственного учреждения "Самарагосэнергонадзор" являются расходами Общества, связанными с производством и реализацией продукции, как отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, и правомерно отнесены на себестоимость.
Второй заявитель жалобы - Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области - просит отменить судебные акты по делу в части включения отчислений в фонд НИОКР, поскольку считает, что неизрасходованные средства фонда НИОКР должны быть восстановлены в целях налогообложения по налогу на прибыль, так как на Предприятии отсутствуют акты выполненных работ по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам по созданию новых видов наукоемкой продукции.
В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
До принятия по делу Постановления в ходе судебного разбирательства в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 11 октября 2005 г. в 10 час. 00 мин.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что решением от 23 декабря 2004 г. N 10-42/1428/01-11/17876 Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области по результатам налоговой проверки (акт N 1916ДСП от 20 ноября 2004 г.) привлекла Общество на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 5468256 руб. за неуплату налога на прибыль.
Налоговое правонарушение, по мнению налогового органа, выражено в том, что в нарушение определения Верховного суда Российской Федерации от 19 июня 2001 г. N КАС-01-208 в себестоимость продукции включены отчисления на финансирование в Управление "Самарагосэнергонадзор" в сумме 45220000 руб., а также в нарушение п/п. "я" п. 2 Положения о составе затрат и Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1998 г. N 374 "Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР" в себестоимость продукции включены отчисления в фонд НИОКР, денежные средства которого не были использованы в течение 2001 г., в сумме 54916271 руб.
------------------------------------------------------------------
Вероятно, имелось в виду Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. N 1156 "Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок".
------------------------------------------------------------------
Налогоплательщиком за период с 1 января 2001 г. по 30 декабря 2001 г. произведены отчисления на содержание Управления государственного энергетического надзора в Самарской области ТУ "Самараэнергонадзор" на общую сумму 45220 тыс. руб.
Порядок отчисления был предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 560 "О реорганизации органов государственного энергетического надзора в Российской Федерации".
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 79/3 был утвержден норматив отчислений на содержание Управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации на 2001 г. в сумме 45220000 руб.
Однако определением кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 19 июня 2001 г. N КАС-01-208 признаны недействительными и не подлежащими применению п. п. 2 и 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 560 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. N 938 "О реорганизации органов и учреждений государственного надзора в Российской Федерации" со дня издания этого Постановления.
Следовательно, на 2001 г. правовых оснований для отчисления денежных средств на содержание Управления государственного энергетического надзора в Самарской области у Общества не имелось.
Обществом неправомерно включены в затраты отчисления за 2001 г.
Согласно п. 8 ст. 15 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" в федеральных органах исполнительной власти, в коммерческих организациях могут создаваться внебюджетные фонды за счет относимых на себестоимость производимой продукции отчислений организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок. Порядок образования и использования этих фондов определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. N 1156 утвержден "Порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок".
В соответствии с п. 2 указанного Порядка внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций формируются за счет добровольных отчислений организаций (хозяйствующих субъектов). Суммы отчисленных средств в размере до 1,5% себестоимости производимой продукции (работ, услуг) включаются организациями (хозяйствующими субъектами) в себестоимость продукции (работ, услуг).
Обществом заключен договор с РАО "ЕЭС России" о сотрудничестве по формированию средств внебюджетного фонда НИОКР РАО "ЕЭС России" от 13 декабря 2000 г. N 66.
Следовательно, судебными инстанциями правомерно сделан вывод о том, что в соответствии с п/п. "я" п. 2 Положения о составе затрат (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552) в себестоимость продукции включаются и другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с установленным законодательством порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, Постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, Постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако доводы кассационных жалоб не доказывают нарушения судом норм материального права, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по делу.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛА:
решение от 29 апреля 2005 г. и Постановления апелляционной инстанции от 8 июля 2005 г. Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-2263/2005-44 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области и кассационную жалобу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго", г. Самара, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Поволжье
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 11.10.2005 N А55-2263/2005-44 Решение налогового органа признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в связи с отнесением на себестоимость отчислений в фонд НИОКР, денежные средства которого не были использованы, т.к. правомерность включения данных затрат в себестоимость установлена законом, в части исключения из себестоимости отчислений на содержание управления госэнергонадзора решение налогового органа правомерно, т.к. в оспариваемый период правовых оснований для проводимых отчислений у заявителя не имелось.
Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье