Судебная практика: Поволжье

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 11.10.2005 N А57-13978/04-33 Поскольку заявитель не выполнил график погашения задолженности и реструктуризация долга была правомерно отменена, а налогоплательщик не обратился в налоговый орган с заявлением о признании указанной задолженности безнадежной и ее списании, налоговый орган имел право взыскать задолженность во внебюджетные социальные фонды по состоянию на 01.01.2001.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 11 октября 2005 года Дело N А57-13978/04-33

(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие "Балаковоэлектротранс" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Саратовской области о признании действий по взысканию во внебюджетные социальные фонды с 1 января 2004 г. незаконными и противоречащими Федеральному закону N 163-ФЗ от 08.12.2003 и обязании налогового органа списать задолженность во внебюджетные социальные фонды по состоянию на 01.01.2004, вернуть излишне уплаченные суммы платежей во внебюджетные социальные фонды в 2004 г.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил заявленные требования: просит признать незаконными действия налогового органа по взысканию задолженности во внебюджетные социальные фонды по состоянию на 01.01.2004 в сумме 19620892 руб., обязав налоговый орган возвратить излишне уплаченные суммы платежей во внебюджетные социальные фонды в 2004 г. в сумме 367492 руб.
Заявлением от 21.02.2005 заявитель просит принять отказ от заявленных требований в части возврата уплаченной суммы платежей во внебюджетные фонды в 2004 г. в сумме 367492 руб.
Решением суда первой инстанции от 22.02.2005 принят отказ Муниципального унитарного предприятия "Балаковоэлектротранс" от заявленных требований в части возврата излишне уплаченной суммы платежей во внебюджетные фонды в 2004 г. в сумме 367492 руб., производство в данной части прекращено.
В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как усматривается из материалов дела, 12.02.2002 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Саратовской области приняла решение N 20-065 о реструктуризации задолженности Муниципального унитарного предприятия "Балаковоэлектротранс" по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам.
В связи с несоблюдением предприятием графика погашения задолженности Налоговая инспекция вынесла решение N 42 от 30.07.2004 о прекращении действия решения N 20-065 от 12.02.2002 "О проведении реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды", после чего налоговым органом приняты меры по взысканию оставшейся неуплаченной в ходе реструктуризации задолженности по страховым взносам - 1906991,08 руб. и пеням - 17714098,93 руб. в общеустановленном порядке.
Истец считает, что последующие после отмены реструктуризации действия налогового органа, а именно по взысканию задолженности в общеустановленном порядке, нарушают Федеральный закон N 163-ФЗ от 08.12.2003 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", поскольку задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организацией по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам, признается безнадежной и списывается.
В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия проведения реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г.
Федеральным законом N 163-ФЗ от 08.12.2003 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в ст. 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены дополнения следующего содержания: "Задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Налогоплательщиком был избран порядок уплаты задолженности во внебюджетные фонды, образовавшейся на 01.01.2001, путем реструктуризации, но при этом им не был выполнен график погашения задолженности, что последний не отрицает, в связи с чем налоговым органом принято решение N 42 от 30.07.2004 о прекращении действия решения N 20-065 от 12.02.2002 "О проведении реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды" и в последующем выставлено требование N 3768 от 30.09.2004 об уплате задолженности по страховым взносам в социальные внебюджетные фонды - 1906991,08 руб. и пеням - 17714098,93 руб.
Налогоплательщик в данной ситуации не воспользовался предусмотренным п. 5 Порядка проведения реструктуризации задолженности правом на возобновление реструктуризации, требование N 3768 от 30.09.2004 об уплате налога не оспорил.
В связи с принятием Федерального закона N 163-ФЗ от 08.12.2003 налогоплательщик не обратился в налоговый орган с заявлением о признании неуплаченной после реструктуризации задолженности по страховым взносам в социальные внебюджетные фонды и образовавшейся на 01.01.2001 безнадежной и ее списании. При отсутствии такого заявления налогоплательщика в налоговый орган оценить действия последнего на соответствие Федеральному закону N 163-ФЗ от 08.12.2003 не представляется возможным.
Поскольку предприятие не выполнило график погашения задолженности и реструктуризация долга была правомерно отменена, а налогоплательщик не обратился в налоговый орган с заявлением о признании указанной задолженности безнадежной и ее списании, государственный орган в лице Налоговой инспекции действовал в рамках законодательства о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.02.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-13978/04-33 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье