Судебная практика: Поволжье

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 13.10.2005 N А12-10695/05-С13 Заявление о признании незаконным постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники удовлетворено правомерно, т.к. налоговым органом нарушена процедура привлечения к административной ответственности: составление протокола об административном правонарушении с несоблюдением требований Кодекса об административных правонарушениях является основанием для признания оспариваемого решения незаконным.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 13 октября 2005 года Дело N А12-10695/05-С13

(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "МиР" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Центральному району города Волгограда (далее - налоговый орган) о признании незаконным Постановление налогового органа от 5 мая 2005 г. N 008018, которым было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто штрафу в размере 30000 руб.
Арбитражный суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция решение арбитражного суда первой инстанции оставила без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда первой инстанции и Постановления апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 22 марта 2005 г. работниками налогового органа проведена проверка автостоянки, принадлежащей заявителю и расположенной на Привокзальной площади города Волгограда.
В ходе указанной проверки установлен факт осуществления наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники.
По результатам проверки составлены акт от 22 марта 2005 г. и протокол об административном правонарушении от 14 апреля 2005 г., на основании которых руководителем налогового органа вынесено Постановление по делу об административном правонарушении от 5 мая 2005 г. N 008018.
Указанным Постановлением заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования заявителя, указывает, что налоговым органом нарушена процедура привлечения к административной ответственности.
Данный вывод суда коллегия находит обоснованным.
Согласно ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие; место, время совершения и событие административного правонарушения; ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе. Также указанному физическому лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола. Протокол подписывается и под расписку вручается его копия.
В данном случае судом на основании материалов дела установлено, что заявителю не было известно о времени и месте рассмотрения дела. Протокол об административном правонарушении от 14 апреля 2005 г. составлен без участия законного представителя Общества.
Извещение, на которое ссылается налоговый орган, направлено по адресу: ул. Рокоссовского, дом 50, кв. 513, а не по адресу: ул. Рокоссовского, дом 60, указанному в Уставе Общества с ограниченной ответственностью "МиР".
Довод налогового органа о том, что несоблюдение требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является основанием для признания незаконным и отмене Постановления по делу об административном правонарушении, также обосновано не принят судом во внимание со ссылкой на разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 2 (п. 17).
При таких обстоятельствах коллегия считает, что у арбитражного суда не было оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя и коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16 июня 2005 г. и Постановление апелляционной инстанции от 4 августа 2005 г. 2005 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-10695/05-С13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье