ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 13 октября 2005 года Дело N А57-12124/04
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области, г. Саратов,
на решение от 07.06.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-12124/05
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области, г. Саратов, к Администрации Балаковского МО Саратовской области, г. Балаково, к Комитету финансов Администрации Балаковского МО Саратовской области, г. Балаково, третьи лица: Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов, Комитет здравоохранения Администрации Балаковского МО Саратовской области, г. Балаково, о взыскании задолженности по страховым взносам и пени на обязательное медицинское страхование неработающего населения,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области обратился в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области, г. Балаково, к Комитету финансов Администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области о взыскании задолженности по страховым взносам и пени на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 593013450 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований к участию в деле, привлечены Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов, и Комитет здравоохранения Администрации Балаковского муниципального образования.
Решением от 07.06.2005 Арбитражного суда Саратовской области в удовлетворении заявленных требований отказано на основании того, что на территории Саратовской области в период с 01.01.93 по 31.12.2003 отсутствовал надлежащим образом утвержденный страховой тариф на взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Кроме этого, судом установлено нарушение срока о взыскании недоимки и пени за период с 1993 г. по 31.12.2000.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки муниципального образования г. Балакова по вопросу своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) неработающего населения в территориальный фонд ОМС за период с 01.01.93 по 31.12.2000 заявителем установлена задолженность по платежам за период с 01.01.93 по 31.12.2000 в сумме 588471235 руб.
Кроме этого, в ходе проведения аналогичной проверки за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 заявителем также установлена задолженность в сумме 628821555 руб.
В обоснование данных выводов заявитель указывает на положения Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1.
Указанные обстоятельства отражены в актах проверки от 23.10.2001 и от 21.07.2004 N 4.
В связи с тем, что задолженность по страховым взносам за период с 01.01.93 по 31.12.2003 и соответствующие суммы пени не погашены в добровольном порядке, заявитель обратился в Арбитражный суд Саратовской области с иском о взыскании задолженности.
Арбитражный суд Саратовской области, отказывая в удовлетворении заявленного требования, сделал вывод о том, что расчет недоимки и пени за период с 01.01.93 по 31.12.2003 является необоснованным, так как за указанный период тариф, с учетом которого был произведен расчет, не был утвержден в установленном законом порядке.
Кассационная инстанция выводы суда признает обоснованными, поскольку ст. 9 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.91 N 1499-1 устанавливает обязанность страхователя вносить страховые взносы в порядке, установленном Законом и договором медицинского страхования.
В соответствии с п. 3 Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Согласно п. 1 Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга утверждают на основе базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации территориальные программы обязательного медицинского страхования населения с учетом стоимости их реализации и обеспечивающий выполнение этих программ размер платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан.
В соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением верховного совета Российской федерации от 24.02.93 N 4543-1, в полномочия данного органа входит внесение предложения о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование и согласование с органами государственного управления, местной администрацией тарифов на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.
Разделом 6 Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.99 N 1194, установлено, что подушевые нормативы финансирования здравоохранения формируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В материалах дела отсутствует доказательства наличия нормативного документа, устанавливающего размер и ставки страховых платежей на ОМС населения, утвержденного Правительством Саратовской области.
Судом правомерно сделан вывод о том, что представленное заявителем экономическое обоснование территориальной программы ОМС населения Саратовской области, утвержденное исполнительным директором ТФОМС, в разделе 4 которого представлен расчет страховых взносов (платежей) на ОМС неработающего населения, не может являться документом, устанавливающим тарифы на ОМС, так как у заявителя отсутствуют полномочия на установление тарифов.
Так же кассационная инстанция признает правомерными выводы суда, сделанные с позиции ст. 27 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и п. 8 "Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, в части нарушения заявителем сроков обращения в суд, установленных п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.06.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-12124/05 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Поволжье
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 13.10.2005 N А57-12124/04 Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления территориального отделения фонда медицинского страхования о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, т.к. на территории субъекта Российской Федерации в оспариваемый период отсутствовал надлежащим образом утвержденный страховой тариф на взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, кроме того, судом установлено частичное нарушение срока взыскания недоимки.
Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье