Судебная практика: Поволжье

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 13.10.2005 N А57-12124/04 Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления территориального отделения фонда медицинского страхования о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, т.к. на территории субъекта Российской Федерации в оспариваемый период отсутствовал надлежащим образом утвержденный страховой тариф на взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, кроме того, судом установлено частичное нарушение срока взыскания недоимки.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 13 октября 2005 года Дело N А57-12124/04

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области, г. Саратов,
на решение от 07.06.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-12124/05
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области, г. Саратов, к Администрации Балаковского МО Саратовской области, г. Балаково, к Комитету финансов Администрации Балаковского МО Саратовской области, г. Балаково, третьи лица: Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов, Комитет здравоохранения Администрации Балаковского МО Саратовской области, г. Балаково, о взыскании задолженности по страховым взносам и пени на обязательное медицинское страхование неработающего населения,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области обратился в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области, г. Балаково, к Комитету финансов Администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области о взыскании задолженности по страховым взносам и пени на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 593013450 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований к участию в деле, привлечены Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов, и Комитет здравоохранения Администрации Балаковского муниципального образования.
Решением от 07.06.2005 Арбитражного суда Саратовской области в удовлетворении заявленных требований отказано на основании того, что на территории Саратовской области в период с 01.01.93 по 31.12.2003 отсутствовал надлежащим образом утвержденный страховой тариф на взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Кроме этого, судом установлено нарушение срока о взыскании недоимки и пени за период с 1993 г. по 31.12.2000.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки муниципального образования г. Балакова по вопросу своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) неработающего населения в территориальный фонд ОМС за период с 01.01.93 по 31.12.2000 заявителем установлена задолженность по платежам за период с 01.01.93 по 31.12.2000 в сумме 588471235 руб.
Кроме этого, в ходе проведения аналогичной проверки за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 заявителем также установлена задолженность в сумме 628821555 руб.
В обоснование данных выводов заявитель указывает на положения Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1.
Указанные обстоятельства отражены в актах проверки от 23.10.2001 и от 21.07.2004 N 4.
В связи с тем, что задолженность по страховым взносам за период с 01.01.93 по 31.12.2003 и соответствующие суммы пени не погашены в добровольном порядке, заявитель обратился в Арбитражный суд Саратовской области с иском о взыскании задолженности.
Арбитражный суд Саратовской области, отказывая в удовлетворении заявленного требования, сделал вывод о том, что расчет недоимки и пени за период с 01.01.93 по 31.12.2003 является необоснованным, так как за указанный период тариф, с учетом которого был произведен расчет, не был утвержден в установленном законом порядке.
Кассационная инстанция выводы суда признает обоснованными, поскольку ст. 9 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.91 N 1499-1 устанавливает обязанность страхователя вносить страховые взносы в порядке, установленном Законом и договором медицинского страхования.
В соответствии с п. 3 Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Согласно п. 1 Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга утверждают на основе базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации территориальные программы обязательного медицинского страхования населения с учетом стоимости их реализации и обеспечивающий выполнение этих программ размер платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан.
В соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением верховного совета Российской федерации от 24.02.93 N 4543-1, в полномочия данного органа входит внесение предложения о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование и согласование с органами государственного управления, местной администрацией тарифов на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.
Разделом 6 Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.99 N 1194, установлено, что подушевые нормативы финансирования здравоохранения формируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В материалах дела отсутствует доказательства наличия нормативного документа, устанавливающего размер и ставки страховых платежей на ОМС населения, утвержденного Правительством Саратовской области.
Судом правомерно сделан вывод о том, что представленное заявителем экономическое обоснование территориальной программы ОМС населения Саратовской области, утвержденное исполнительным директором ТФОМС, в разделе 4 которого представлен расчет страховых взносов (платежей) на ОМС неработающего населения, не может являться документом, устанавливающим тарифы на ОМС, так как у заявителя отсутствуют полномочия на установление тарифов.
Так же кассационная инстанция признает правомерными выводы суда, сделанные с позиции ст. 27 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и п. 8 "Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, в части нарушения заявителем сроков обращения в суд, установленных п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.06.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-12124/05 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье