Судебная практика: Поволжье

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 20.10.2005 N А12-13465/05-С19 Органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 октября 2005 года Дело N А12-13465/05-С19

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Ритуальное предприятие "Память", г. Волгоград,
на Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 17.08.2005 по делу N А12-13465/05-С19
по заявлению Закрытого акционерного общества "Ритуальное предприятие "Память", г. Волгоград, о признании недействительным Постановления Администрации г. Волгограда от 25.04.2005 N 695
заинтересованные лица: Администрация г. Волгограда, Департамент городского хозяйства Администрации г. Волгограда,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.07.2005 удовлетворено заявление Закрытого акционерного общества "Ритуальное предприятие "Память". Признано недействительным Постановление Администрации г. Волгограда от 25.04.2005 N 695.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.08.2005 решение суда первой инстанции от 07.07.2005 отменено. В удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" просит отменить Постановление апелляционной инстанции от 17.08.2005, оставить в силе решение суда первой инстанции от 07.07.2005, мотивируя нарушением судом норм материального права.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции правовых оснований для его отмены не находит.
Как следует из материалов дела, 22.07.2002, Постановлением Администрации г. Волгограда N 833 было утверждено Положение "О специализированных службах по вопросам похоронного дела в Волгограде", в соответствии с которым был проведен открытый конкурс на получение статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела.
По результатам конкурса Администрацией г. Волгограда 12.09.2002 было вынесено Постановление N 1107, которым статус городской специализированной службы по вопросам похоронного дела присвоен ЗАО "Ритуальное предприятие "Память".
30.09.2002 в рамках Постановления N 1107 Департаментом городского хозяйства Администрации г. Волгограда с ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" сроком на 15 лет заключается договор N 8/1 на обслуживание кладбищ и колумбариев, их содержание и капитальный ремонт.
26.04.2005 Администрацией г. Волгограда выносится Постановление N 695, которым в Постановление Администрации Волгограда от 22.07.2002 N 833 вносятся изменения.
Пунктами 2 и 4.2 Постановления N 695 предусматривается проведение муниципального открытого конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела в г. Волгограде с определением по результатам конкурса двух организаций, к ранее определенной Постановлением Администрации от 12.09.2002 N 1107. Дополнительно определенным организациям, наделенным статусом специализированной службы, надлежало исполнять обязанности по организации погребения на муниципальных кладбищах.
На момент вынесения Постановления N 695 договор от 30.09.2002 N 8/1 в установленном законом порядке расторгнут не был. Тем не менее Департаментом городского хозяйства Администрации г. Волгограда в адрес истца было направлено уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке по мотиву принятия 22.07.2005 Постановления N 695.
Это обстоятельство явилось основанием для обращения ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" в арбитражный суд с иском о признании недействительным Постановления Администрации г. Волгограда от 26.04.2005 N 695 в связи с его несоответствием требованиям ст. ст. 10, 310, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Требование обосновано тем, что передача обязанностей по погребению умерших другим организациям приведет к возникновению убытков, повлечет сокращение штата работников истца. Действия Администрации г. Волгограда по увеличению числа организаций, занимающихся похоронными делами, как полагает истец, направлены на причинение ЗАО "Ритуальное предприятие "Память" вреда.
Суд первой инстанции требование заявителя удовлетворил, мотивировав тем, что Постановление от 26.04.2005 N 695 Администрацией г. Волгограда принято без учета договора от 30.09.2002 N 8/1 и наличия Постановления Администрации г. Волгограда от 12.09.2002 N 1107, которыми была определена деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела - ЗАО "Ритуальное предприятие "Память".
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции от 07.07.2005 отменил, обосновав недоказанностью заявителем доводов, приведенных в обоснование заявленного требования.
Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа на основе анализа материалов дела выводы суда апелляционной инстанции считает правомерными.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
В соответствии со ст. 4 Закона конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Этой же нормой определено, что товар - это продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Ритуальные услуги, в том числе и услуги по погребению, являются товаром, поскольку обладают его основными свойствами: потребительской стоимостью и способностью обмениваться. Потребность в получении услуг по погребению умерших возникает у лиц, перечисленных в ст. 6 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", и такая потребность может быть удовлетворена хозяйствующими субъектами.
Постановлением Администрации г. Волгограда от 26.04.2005 N 695 были созданы условия для создания конкурентной среды на рынке ритуальных услуг г. Волгограда.
Статьей 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, заключающиеся в создании специализированных служб, обязанных оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Однако данной нормой закона не предусмотрено ограничение субъектного состава участников рынка ритуальных услуг и что иные юридические лица лишены прав на оказание таких услуг.
Довод заявителя о несоответствии Постановления Администрации г. Волгограда от 25.04.2005 N 695 требованиям ст. ст. 310, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть признан обоснованным, поскольку в этом ненормативном правовом акте отсутствует какая-либо ссылка на договор на обслуживание кладбищ и колумбариев, их содержание и капитальный ремонт от 30.09.2002 N 8/1.
Правоотношения сторон по указанному договору регулируются нормами обязательственного права, и Постановление Администрации г. Волгограда от 26.04.2005 N 695 не вправе изменить или прекратить договорные отношения.
При таких обстоятельствах правомерен вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для признания Постановления Администрации г. Волгограда от 26.04.2005 N 695 недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Волгоградской области от 17.08.2005 по делу N А12-13465/05-С19 оставить без изменения.
Кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Ритуальное предприятие "Память" оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье