Судебная практика: Поволжье

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 20.10.2005 N А55-4132/2005-51 Арбитражный суд признал незаконным решение налогового органа об отказе в применении ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации услуг по сопровождению экспортированных товаров, т.к. факт оказания заявителем транспортно-экспедиционных услуг по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации подтвержден соответствующими документами, сам факт экспорта экспедируемых грузов налоговым органом не оспаривается.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 октября 2005 года Дело N А55-4132/2005-51

(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью фирма "ЛСГА", г. Тольятти, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства России по налогам и сборам N 2 по Самарской области от 20.12.2004 N 04-28/386 об отказе в применении налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по реализации услуг по сопровождению экспортированных товаров за пределы Российской Федерации, выполняемых российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги) в размере 206183 руб. за август 2004 г.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.05.2005, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 08.08.2005, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области просит об отмене принятых судебных актов, полагая, что если организация не является перевозчиком в смысле ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, как в рассматриваемом случае, то она не вправе применять налоговую ставку 0 процентов.
Заявитель в отзыве на кассационную жалобу считает судебные акты законными и просит оставить их без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон в судебном заседании, считает решение и Постановление апелляционной инстанции подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной заявителем налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за август 2004 г. было принято решение от 20.12.2004 N 04-28/386, которым налогоплательщику отказано в применении налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг по сопровождению экспортированных товаров за пределы Российской Федерации, выполняемых российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги) в размере 206183 руб.
В обоснование решения налоговым органом указано, что Общество не является организацией-перевозчиком товаров, не является собственником и не арендует транспортные средства, используемые при перевозке, погрузке, перегрузке товаров, не имеет лицензии на осуществление транспортных перевозок и самостоятельно не осуществляет перевозки товаров, вывозимых за пределы Российской Федерации, оказанные услуги являются посредническими.
Признавая решение налогового органа недействительным, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно п/п. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положение указанного подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные услуги.
Из смысла данной нормы следует, что перечень работ (услуг), выполняемых в отношении экспортных и импортных товаров (грузов), как и перечень лиц, осуществляющих такую деятельность, не является исчерпывающим. При решении вопроса о правомерности использования ставки налога 0 процентов подлежит подтверждению факт взаимосвязи выполнения работ (услуг) и экспорта (импорта) товаров. Такой факт подтверждается документами, перечисленными в ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Общество с ограниченной ответственностью фирма "ЛСГА" заключило договоры на транспортно-экспедиторское обслуживание: N 019/2004 от 08.04.2004 с фирмой "Jacob Uni Wood GmbH", N 044/00-RTLSGA от 01.10.2000 с фирмой "Rual Trade Limited", N 064/2003 от 29.12.2003 с ОАО "Луцкий автомобилестроительный завод", N 021/2002 от 30.08.2002 с фирмой "Euro Business Investments Ltd", по которым выполняло или организовывало выполнение транспортно-экспедиторских услуг, связанных с процессом перевозки грузов на экспорт.
В силу ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции экспедитор выполняет или организовывает выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных или других формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Судами установлено, что осуществленные заявителем услуги в соответствии с заключенными договорами на оказание транспортно-экспедиторских услуг связаны с процессом транспортировки экспортируемых грузов. Поэтому доводы налогового органа о том, что заявитель неправомерно воспользовался налоговой ставкой 0 процентов, поскольку он не является перевозчиком, обоснованно отклонены судами.
Оказание заявителем транспортно-экспедиционных услуг по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации подтверждено им соответствующими документами: международной товарно-транспортной накладной, в которой указан экспедитор - Общество с ограниченной ответственностью "ЛСГА", ГТД, в которой указаны сведения о транспортных средствах, счетами-фактурами с указанием договоров на оказание транспортно-экспедиционных услуг, актами сдачи-приемки выполненных работ.
Сам факт экспорта экспедируемых Обществом грузов налоговым органом не оспаривается и на отсутствие или недостаточность документов в подтверждение этого факта налоговый орган не указывает.
При таких обстоятельствах заявленные истцом требования удовлетворены судами правомерно.
Судебные акты приняты при всестороннем и полном исследовании обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм права, в связи с чем основания для их отмены или изменения отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.05.2005 и Постановление апелляционной инстанции 08.08.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-4132/2005-51 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье