Судебная практика: Поволжье

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 20.10.2005 N А65-18379/04-СГ4-31 В удовлетворении заявления налогового органа об отмене решения суда о признании несостоятельным и об открытии конкурсного производства отказано, т.к. принятие судом решения и открытие конкурсного производства до рассмотрения заявления об установлении размера требований налогового органа, обладающего значительной суммой требований относительно общего их объема и лишенного участия на первом собрании, не повлияло на проведение банкротства в связи с отсутствием у заявителя намерения ввести оздоровительную процедуру.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 октября 2005 года Дело N А65-18379/04-СГ4-31

(извлечение)
Открытое акционерное общество "Дубъязская МТС" (далее - ОАО "Дубъязская МТС") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании Производственного сельскохозяйственного кооператива "Дубъязский" (далее - ПСК "Дубъязский") несостоятельным (банкротом).
Заявление обусловлено наличием внешних признаков несостоятельности.
Определением суда первой инстанции от 29.06.2004 в отношении кооператива введена процедура несостоятельности - наблюдение.
Решением суда первой инстанции от 03.03.2005 (полный текст изготовлен 10.03.2005) ООО ПСК "Дубъязский" признан несостоятельным и открыто конкурсное производство.
В кассационной жалобе Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан (далее - уполномоченный орган) предлагает решение суда отменить с указанием на нарушение его прав вследствие принятия без его участия собранием кредиторов решения о введении процедуры конкурсного производства.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа пояснил, что введение на предприятии процедуры конкурсного производства не оспаривает и считает правильным, при этом ссылался на неправильность первого собрания кредиторов принимать какие-либо решения без участия уполномоченного органа.
Конкурсный управляющий предлагал судебное решение оставить без изменения.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в выступлении представителей лиц, участвующих в деле о несостоятельности, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению в силе.
Согласно п. 1 ст. 71 Федерального закона "О несостоятельности" для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.
Требования кредиторов, предъявленные по истечении предусмотренного п. 1 ст. 71 Закона о банкротстве срока, рассматриваются арбитражным судом не позднее чем через месяц после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.
Данный срок для предъявления требований к должнику с целью участия в первом собрании кредиторов не может признаваться процессуальным, соответственно при его исчислении не учитываются нерабочие дни.
Публикация сообщения о введении процедуры наблюдения в отношении ПСК "Дубъязский" произведена в "Российской газете" от 23.10.2004, соответственно срок для предъявления требований кредиторов истек 23.11.2004.
Между тем налоговый орган направил свои требования в арбитражный суд 22.11.2004, о чем свидетельствуют штемпель предприятия связи на конверте, которые получены соответствующим судом 24.11.2004.
Поскольку к правилам исчисления срока, установленного п. 1 ст. 71 Федерального закона "О несостоятельности", не подлежат применению процессуальные положения п. п. 5, 6 ст. 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования уполномоченного органа должны рассматриваться в течение месяца после процедуры, следующей за наблюдением.
С учетом изложенных обстоятельств оснований для отложения проведения первого собрания до рассмотрения требований уполномоченного органа в арбитражном суде не имелось.
Определением суда от 24.05.2005 рассмотрение требований Федерального налогового органа о включении в реестр требований кредиторов отложено.
При указанных обстоятельствах до признания требований налогового органа обоснованными с включением их в соответствующий реестр ФНС России не является лицом, участвующим в деле о банкротстве, и, соответственно, не имеет прав на обжалование судебных актов в деле о банкротстве.
Вместе с тем необходимо учесть, что собрание кредиторов от 18.02.2005 в установленном Законом о банкротстве порядке не оспаривалось, недействительным не признано, что также исключает доводы ФНС России относительно правильности введения в отношении ООО ПСХК "Дубъязский" процедуры конкурсного производства.
Таким образом, принятие судом решения и открытие конкурсного производства до рассмотрения заявления об установлении размера требований ФНС России, которая обладала значительной суммой требований относительно общего их объема и была лишена участия на первом собрании, имело бы правовое значение, если названным органом предполагалось введение оздоровительной процедуры.
Однако из пояснений представителя налогового органа следует, что оснований для введения процедуры внешнего управления не имелось, а из анализа финансового состояния Кооператива следует вывод о правильности открытия конкурсной процедуры.
Совокупность указанных правовых обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛА:
решение суда от 03.03.2005 (полный текст изготовлен 10.03.2005) Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-18379/04-СГ4-31 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье