ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 24 октября 2005 года Дело N А55-15498/04-27
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев кассационную жалобу Прокуратуры Самарской области, г. Самара,
на решение от 03.03.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 18.05.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15498/04-27
по иску Прокуратуры Самарской области, г. Самара, к Администрации Кировского района города Самары, ЗАО АКБ "Газбанк", филиалу "Кировский" ЗАО АКБ "Газбанк", с участием третьего лица - Департамента финансов Администрации города Самары, о признании недействительным договора,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Администрации Кировского района города Самары, Закрытому акционерному обществу Акционерный коммерческий банк АКБ "Газбанк" (далее - Банк, ЗАО АКБ "Газбанк"), филиалу "Кировский" ЗАО КБ "Газбанк" о признании недействительным договора банковского счета от 06.12.2001 и применении последствий недействительности сделки в виде обязания закрыть счет N 40703810400000200059.
Исковые требования обусловлены тем обстоятельством, что открытие счета бюджета в коммерческом банке противоречит ст. ст. 155, 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 03.03.2005 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2005 решение суда изменено. В отношении филиала "Кировский" ЗАО КБ "Газбанк" производство по делу прекращено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Прокуратуры, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить по мотиву неправильного толкования норм бюджетного законодательства, регулирующих спорные отношения.
В отзыве на жалобу ЗАО АКБ "Газбанк" и Администрация Кировского района считают судебные акты правильными, при этом указывая, что счет закрыт на основании заявления клиента от 24.11.2004.
В судебном заседании представитель Прокуратуры поддержал доводы, изложенные в жалобе, и просил суд кассационной инстанции об ее удовлетворении.
Представитель Банка пояснил, что судебные решения основаны на правильном применении норм материального права.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции объявлен перерыв до 10 час. 30 мин. 24.10.2005, после окончания которого судебное разбирательство продолжено.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, отзывах на нее и выступлениях представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении иска о признании договора на открытие банковского счета от 06.12.2001 подлежат отмене.
Разрешая спор, судебные инстанции исходили из следующих обстоятельств.
Между ЗАО Коммерческий банк "Газбанк" и Администрацией Кировского района города Самары по заявлению последнего заключен договор от 06.12.2001 на открытие банковского счета и осуществление расчетно-кассового обслуживания, по условиям которого Банк принимает и зачисляет поступающие на счет денежные средства и выполняет распоряжения Администрации (клиента) о перечислении и выдаче сумм со счета и проведении других расчетных и кассовых операций.
Основанием для открытия счета за N 40703810400000200059 Администрации явилось разрешение Департамента финансов администрации города Самары от 05.12.2001 (в редакции разрешения от 31.05.2002). В качестве источника формирования денежных средств на данном счете обусловлены: безвозмездные поступления, благотворительная и целевая финансовая помощь, поступающая в соответствии с действующим законодательством, а также иные поступления, не предусмотренные сметой доходов и расходов, в том числе средства от реализации материальных ценностей.
Прокурор, полагая, что договор банковского счета заключен с нарушением бюджетного законодательства, обратился с настоящим иском.
Судебные инстанции, отказывая в иске в части требований Прокурора о признании договора недействительным, сделали свои выводы, которые основаны на неправильном толковании норм бюджетного законодательства.
Согласно ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
В соответствии с п. 2 ст. 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации Банк России обслуживает счета бюджетов.
Требования ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяют участников бюджетного процесса, в соответствии с положениями которой к ним относятся и бюджетные учреждения, государственные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета.
Под бюджетным учреждением следует понимать организацию, созданную органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих и иных функций, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов (п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Давая оценку оспариваемому договору от 06.12.2001, суд без учета нормы ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации исходил из того, что счет, открытый на основании договора на открытие банковского счета, предназначен не для бюджетного финансирования, а для учета средств учреждения, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Однако согласно названной норме Бюджетного кодекса Российской Федерации, применяемой во взаимосвязи со ст. 62 названного Кодекса (Неналоговые доходы местных бюджетов), к безвозмездным перечислениям относятся: дотации, субсидии, а также перечисления из государственных внебюджетных фондов, юридических и физических лиц, международных организаций, в том числе в качестве добровольных пожертвований.
Таким образом, с учетом цели открытия счета и источника его формирования, указанного в разрешении от 05.12.2004, средства, подлежащие зачислению, относятся к бюджетным, и, соответственно, их поступление и расходование отражается по единой смете доходов и расходов учреждения - Администрации Кировского района города Самары.
Обязанность на открытие счета муниципальным учреждением для учета средств, поступающих от предпринимательской и иной деятельности в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и иных кредитных учреждениях, закреплена в нормах ст. ст. 155, 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из представленной Центральным банком Российской Федерации справки от 18.10.2004 N 1-6-55/9910 следует, что на территории г. Самары и Самарской области действует 12 РКЦ Банка России.
Следовательно, открытие расчетного счета и заключение договора от 06.12.2001 противоречит бюджетному законодательству, что являлось основанием для признания его недействительным в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Прокуратурой дано правильное толкование принципам бюджетных полномочий Банка России в отношениях с бюджетными счетами муниципальных образований, которое соответствует и выводам Конституционного Суда Российской Федерации, сделанными в Постановлении от 17.06.2004 N 12П.
Необоснованной является ссылка ЗАО АКБ "Газбанк" на Указание Банка России от 18.06.99 N 579У "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых их федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов", поскольку указанный акт государственного органа регулирует только порядок открытия и ведения счетов организаций, не определяет круг лиц и оснований для их открытия в кредитных организациях.
Признание договора банковского счета недействительным, требование Прокуратуры об устранении нарушения бюджетного законодательства - открытия счета бюджета в коммерческом банке при наличии на соответствующей территории отделения Банка России - через применение ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть удовлетворено только в форме закрытия этого счета.
Однако из представленных сведений Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Самары, сообщения филиала "Кировский" ЗАО КБ "Газбанк" от 24.11.2002 и уведомления банка расчетный счет N 40703810400000200059 закрыт с 24.11.2004.
Таким образом, нарушение бюджетного законодательства устранено, оснований для применения правил ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛА:
решение суда первой инстанции от 03.03.2005, Постановление апелляционной инстанции от 18.05.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15498/04-27 в части отказа в удовлетворении иска о признании недействительным договора банковского счета от 06.12.2001, заключенного между ЗАО КБ "Газбанк" и Администрацией Кировского района города Самары, отменить.
Принять в отмененной части новое решение: договор на открытие банковского счета и осуществление расчетно-кассового обслуживания от 06.12.2001 признать недействительным.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с Закрытого акционерного общества Акционерный коммерческий банк "Газбанк" 2500 руб. государственной пошлины по иску, апелляционной и кассационной жалобам в доход федерального бюджета.
Исполнительные листы выдать Арбитражному суду Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Поволжье
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.10.2005 N А55-15498/04-27 Осуществление всех расходов бюджета производится с единого счета бюджета, данный счет подлежит открытию в Банке России, в иных кредитных организациях подобные счета могут быть открыты в случае отсутствия учреждений Банка России на данной территории.
Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье