ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 26 октября 2005 года Дело N А57-11731/05-22
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев кассационную жалобу Администрации города Саратова, г. Саратов,
на решение от 27.07.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-11731/05-22
по заявлению Администрации города Саратова о признании недействующим и не подлежащим применению п. 1 Постановления N 3/3 от 30.11.2004 (заинтересованные лица: Региональное управление по тарифам Правительства Саратовской области, Открытое акционерное общество "Саратовэнерго", г. Саратов, Прокуратура Саратовской области),
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Саратова (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании п. 1 Постановления Регионального управления по тарифам Правительства Саратовской области от 30.11.2004 N 3/3 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Открытого акционерного общества "Саратовэнерго" не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим в части.
Требования обусловлены следующими обстоятельствами.
При государственном регулировании тарифов, что входит в компетенцию Регионального управления, не соблюдены основные принципы, изложенные в ст. 4 Федерального закона от 14.04.95 N 41-З "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о государственном регулировании тарифов), при этом расчет тарифов произведен без надлежащей проверки регулирующим органом экономически необоснованных расходов. Данные обстоятельства привели к завышению тарифов на тепловую энергию для потребителей Открытого акционерного общества "Саратовэнерго".
В качестве заинтересованных лиц привлечены: Региональное управление по тарифам Правительства Саратовской области, Открытое акционерное общество "Саратовэнерго", Прокуратура Саратовской области.
Решением суда первой инстанции от 27.07.2005 в удовлетворении заявленных требований администрации города Саратова отказано.
Принимая судебный акт и признавая оспариваемую часть нормативного акта соответствующей Федеральному закону Российской Федерации от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", судебная инстанция констатировала, что судебными актами арбитражного суда по делам N А57-1507/03-5 и N А57-12930/04-5 установлена экономическая обоснованность величины тарифов на период 2003 и 2004 гг., соответственно, данный факт исключает правомерность основания для обращения Администрации с данным заявлением. Кроме этого, давая оценку всем расходам энергоснабжающей организации, включенным в тариф, арбитражный суд признал их обоснованность с учетом правильного формирования базового периода (2004 г.).
В кассационной жалобе Администрации, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, предлагается судебное решение отменить, заявленное требование удовлетворить, ссылаясь на неправильную оценку имеющихся в деле доказательств.
В отзывах на кассационную жалобу Открытое акционерное общество "Саратовэнерго" и Региональное управление по тарифам Правительства Саратовской области возражают против отмены оспариваемого судебного акта, указывая на правильную оценку всех имеющихся доказательств и экспертного заключения.
В судебном заседании представители Администрации и Прокуратуры поддержали доводы, приведенные в жалобе, а представители Регионального управления и Акционерного общества "Саратовэнерго", считая их ошибочными, просили суд об оставлении решения суда в силе.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции объявлен перерыв до 11 час. 50 мин. 26.10.2005, после окончания которого судебное заседание продолжено.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, отзывах на нее и в выступлениях представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что решение подлежит оставлению в силе по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, п. 1 Постановления Регионального управления по тарифам от 30.11.2004 N 3/3 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Открытого акционерного обществ "Саратовэнерго" с 1 февраля 2005 г. утверждены тарифы на тепловую энергию для потребителей Акционерного общества "Саратовэнерго" согласно приложению.
Администрация города Саратова, считая, что определенные в нормативном акте государственного органа тарифы экономически не обоснованы, обратилась с настоящим заявлением.
Судебная инстанция, давая правовую оценку всем обстоятельствам дела, сделала правильный вывод о недоказанности факта завышения затрат энергоснабжающей организацией и соответствии оспариваемого Постановления нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" целями государственного регулирования тарифов являются: защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов, создание механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии.
В соответствии со ст. 2 Закона и Типовым положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2004 N 136, основными задачами комиссии являются: достижение баланса экономических интересов производителей топливно-энергетических ресурсов, обеспечивающего доступность для потребителей продукции, реализуемой субъектами регулирования; недопущение установления для потребителей или категории потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию за счет повышения тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей.
Региональное управление по тарифам на основании представленных Открытым акционерным обществом "Саратовэнерго" расчетных материалов по определению общей потребности в финансовых средствах на производство, передачу и распределение тепловой энергии, обоснованно исходя из общих принципов баланса интересов, установила с 01.02.2005 тарифы на тепловую энергию потребителям Открытого акционерного общества "Саратовэнерго" (приложение к Постановлению).
На основании п. 7 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, установлено, что при выявлении необоснованных расходов организации по итогам расчетного периода регулирования регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
Таким образом, судебная инстанция сделала обоснованный вывод о том, что при установлении тарифов на 2005 г. расчетным периодом регулирования является 2004 г., при этом экономическая обоснованность величины тарифов на 2003 и 2004 гг. подтверждена судебными актами по делам N А57-1507/03-5 и N А57-12930/04-5 соответственно, расчетный период регулирования для установления тарифов на 2005 г. был предметом судебного разбирательства и не требует повторной оценки.
Согласно п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Следовательно, оспариваемая Администрацией экономическая обоснованность величины тарифов, установленная на 2004 г., не учла факта преюдициально установленных обстоятельств, касающихся обоснованности расходов в расчетном периоде.
Разрешая спор, арбитражный суд сделал полный анализ оправданности всех экономических затрат Акционерного общества "Саратовэнерго", которые Администрацией в установленном порядке не опровергнуты.
Все выводы заявителя были предметом всестороннего исследования судебной инстанцией и им дана надлежащая правовая оценка.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования законно и обоснованно, основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛА:
решение от 27.07.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-11731/05-22 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Поволжье
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2005 N А57-11731/05-22 Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления о признании определенных в нормативном акте государственного органа тарифов экономически не обоснованными, т.к. факт завышения затрат энергоснабжающей организацией заявителем не доказан, а само оспариваемое постановление соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье