Судебная практика: Поволжье

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 01.11.2005 N А57-1688/05-17 Дело по заявлению территориального отделения фонда обязательного медицинского страхования о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения передано на новое рассмотрение для оценки соблюдения заявителем установленного законом порядка проведения проверки и проверки расчета суммы недоимки.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 1 ноября 2005 года Дело N А57-1688/05-17

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области, г. Саратов,
на решение от 20.05.2005 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-1688/05-17
по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области, г. Саратов, к Администрации объединенного муниципального образования Ровенского района Саратовской области, р.п. Ровное, третьи лица: Финансовое управление Администрации объединенного муниципального образования Ровенского района Саратовской области, р.п. Ровное, Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов, о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 121996103,57 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Администрации объединенного муниципального образования Ровенского района Саратовской области о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 58996801 руб. и пени в сумме 62999302,57 руб., всего 121996103,57 руб., за период с 01.01.93 по 31.12.2003.
Финансовое управление Администрации объединенного муниципального образования Ровенского района Саратовской области привлечено в качестве третьего лица.
Определением от 11.02.2005 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика Министерство финансов Саратовской области.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.05.2005 в удовлетворении заявления истцу отказано в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене принятого судебного акта, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Указывает, что расчет платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения обоснован, полностью соответствует действующему законодательству. Порядок проведения проверки плательщика страховых взносов регулируется Инструкцией о порядке проведения проверки своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, утвержденной Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21.09.2001 N 52. Проверка, осуществленная заявителем, полностью соответствует установленному порядку.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание в суд кассационной инстанции не явились.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает решение суда подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что заявителем были проведены проверки своевременности и полноты перечисления ответчиком-плательщиком страховых взносов платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.93 по 31.12.2003. По результатам проверок составлены акты: от 24.10.2001 за период с 01.01.93 по 31.12.2000 и акт N 15 от 05.10.2004 за период с 01.01.2001 по 31.12.2003.
В соответствии с данными актами задолженность ответчика по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.93 по 31.12.2003 составила 121996103,57 руб., из них сумма основной задолженности 58996801 руб. и пени 62999302,57 руб. Администрации ОМО Ровенского района Саратовской области было предложено в десятидневный срок уплатить сумму задолженности и пени в добровольном порядке. Поскольку спорные суммы добровольно перечислены не были, заявитель обратился за их взысканием в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что страховые взносы в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию) законодательно на уровне субъекта Российской Федерации не установлены.
В соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, в полномочия данного органа входит внесение предложения о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование и согласование с органами государственного управления, местной администрацией тарифов на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.
Разделом 6 Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.99 N 1194, установлено, что подушевые нормативы финансирования здравоохранения формируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Заявитель не представил доказательств того, что им представлялись на утверждение в органы исполнительной власти Саратовской области и органы местного самоуправления тарифы на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.
Арбитражным судом сделан вывод о том, что на территории Саратовской области в период с 01.01.2001 по 31.12.2003 отсутствовал надлежащим образом утвержденный страховой тариф на взносы на обязательное медицинское страхование, что явилось одним из оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Однако при этом арбитражным судом не дана оценка утверждению заявителя о том, что Генеральное тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования утверждено, в том числе Министерством здравоохранения Саратовской области.
Кроме того, суд не обсудил вопроса о возможности применения подушевых нормативов на страхование неработающих граждан, рассчитанных в среднем по Российской Федерации.
В соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и п. 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия взимания взносов, установленные законодательством о налогах и сборах. Следовательно, лишь в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пени с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении налогоплательщиков.
Арбитражным судом сделан вывод, что при проведении документальных проверок должностными лицами Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области были нарушены требования ст. ст. 69, 70, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что решения по результатам камеральных проверок фондом не принимались и плательщику взносов не направлялись, как не направлялись требования об уплате взносов и пени на сумму заявленного иска.
Данное обстоятельство принято судом в качестве основания для отказа в иске без учета того, что заявитель руководствовался Инструкцией о порядке проведения проверки своевременности и полноты перечисления плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, утвержденной Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21.09.2001 N 52. Данным документом утверждена форма акта проверки, содержащая, в том числе, графу с предложением об уплате в 10-дневный срок выявленных сумм недоимок и пени. В свою очередь, какая-либо форма решения о взыскании с плательщика недоимки и пени по страховым взносам, упоминаемая в п. 4.6 Инструкции, не предусмотрена.
Проверка, проведенная заявителем, соответствует установленному порядку.
Судом указано также, что акт проверки от 05.10.2004 содержит сумму недоимки по состоянию на 01.01.2001, то есть за пределами периода, подлежащего проверке, установленного ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 12295/03 от 17.02.2004, течение срока давности взыскания задолженности с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 г., начинается по окончании времени на реструктуризацию названной задолженности, определяемого с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 N 624, поскольку до этого момента плательщику предоставлена возможность добровольного урегулирования вопросов, связанных с уплатой недоимки и пеней.
При новом рассмотрении дела суду надлежит также обсудить вопрос обоснованности включения результатов проверки, осуществленной в 2001 г. и оформленной актом от 24.10.2001, в акт проверки от 05.10.2004.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда нельзя признать достаточно обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.05.2005 по делу N А57-1688/05-17 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье