Судебная практика: Поволжье

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 27.09.2005 N А06-2577У/3-18/04(Н.Р) Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в разлив, поскольку на момент вынесения судебного решения срок действия лицензии истек, а аннулирование лицензии в судебном порядке, действие которой прекратилось, не допускается в силу закона.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 27 сентября 2005 года Дело N А06-2577У/3-18/04(Н.Р)

(извлечение)
Лицензионная палата Астраханской области обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с иском об аннулировании лицензии N 012-3 серии А N 075965, выданной Индивидуальному предпринимателю Семизельниковой А.Н. на осуществление предпринимательской деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в разлив.
Исковые требования обусловлены тем, что Предприниматель нарушил условия, установленные лицензией, а также представил недостоверные данные о размещении объекта торговли в поданных для получения лицензии документах.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требования на предмет спора привлечены Администрация ЗАТО, г. Знаменск, и Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества г. Знаменска" (далее - МОУДОД "Центр детского творчества г. Знаменска").
Решением суда первой инстанции от 06.09.2004 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.10.2004 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.02.2005 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Решением суда первой инстанции от 18.05.2005 в иске отказано.
В кассационной жалобе Службы лицензирования Астраханской области (ранее - Лицензионная палата Астраханской области), поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, предлагается судебное решение отменить, мотивируя неправильным толкованием судом при разрешении спора положений ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы, пояснив, что сам факт реализации спиртных напитков в здании, где расположено учебное учреждение, указывает о нарушении Предпринимателем действующего законодательства.
В судебном заседании суда кассационной инстанции был объявлен перерыв до 9 час. 45 мин. 27.09.2005, после окончания которого судебное разбирательство продолжено.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в выступлениях представителя стороны, федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению в силе.
Как видно из материалов дела, Постановлением Главы администрации ЗАТО, г. Знаменск, N 960 от 5 июня 2002 г. МОУДОД "Центр детского творчества г. Знаменска" были представлены в безвозмездное пользование помещения Муниципального учреждения "Дом культуры г. Знаменска" по адресу: г. Знаменск, пр. 9 Мая,2б.
31.05.2002 между Предпринимателем Семизельниковой А.Н. и Домом культуры на основании Постановления Главы администрации ЗАТО, г. Знаменск, N 914 был заключен договор аренды нежилых помещений, также находящихся по адресу: г. Знаменск, пр. 9 Мая,2б, для размещения закусочной "Элита".
По представленным Семизельниковой А.Н. документам Лицензионной палатой Астраханской области была выдана лицензия от 01.07.2002 N 012-3 серии А N 075965 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.
27.07.2004 Депутатская комиссия по вопросам сохранения и развития культуры, семьи, женщин и работы с молодежью в адрес Губернатора Астраханской области направила депутатский запрос с просьбой дать правовую оценку выданной Семизельниковой А.Н. лицензии.
Данные обстоятельства и явились основанием для обращения Лицензионной палаты Астраханской области в суд с иском об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в разлив.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. При этом перечень оснований для аннулирования лицензии является исчерпывающим.
Согласно п. 2 ст. 16 названного Федерального закона розничная продажа алкогольной продукции не допускается в детских, учебных и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации (п. 3 ст. 16 Закона).
В развитие положений п. 3 ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" Постановлением Главы администрации Астраханской области от 31.05.99 N 197 утвержден Порядок определения прилегающих территорий для детских, учебных, культовых, лечебно-профилактических учреждений, мест массового скопления граждан, источников повышенной опасности, оптовых продовольственных рынков" (далее - Порядок).
Из анализа указанных норм следует, что п. 3 ст. 16 Закона не наделяет субъектов Российской Федерации полномочиями устанавливать дополнительные основания для получения лицензии.
Пунктом 9 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96 N 987 (в редакции от 02.11.2000), определен перечень оснований, по которым не допускается продажа алкогольной продукции в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.
Таким образом, действие Закона направлено на обеспечение единой государственной политики в области регулирования промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителя в указанной продукции, повышения качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области в целях защиты отражаемых государством интересов граждан.
Вследствие названных оснований Законом от 22.11.95 N 171-ФЗ и Правилами продажи регламентированы основания для аннулирования лицензии, что признается санкцией за допущение лицензиатом нарушения законодательства Российской Федерации, осуществляемой в судебном порядке.
В соответствии с условиями осуществления деятельности, указанными в лицензии, Предприниматель Семизельникова А. обязана была соблюдать законодательство Российской Федерации и нормативно-правовые акты, регламентирующие розничную продажу алкогольной продукции.
Согласно указанным выше нормам права не допускалась продажа алкогольной продукции, в том числе, в детских учреждениях и на прилегающих к ним территориях.
При этом не имеет правового значения, на каких основаниях данное детское учреждение использует здание либо помещение для ведения образовательной деятельности.
На основании представленного Постановления Главы администрации ЗАТО, г. Знаменск, от 05.06.2002 N 960 Муниципальному образовательному Учреждение дополнительного образования детей "Центр детского творчества г. Знаменска" предоставлены в безвозмездное пользование нежилые помещения, общей площадью 1048 кв. м, в здании Дома культуры, расположенного по адресу: г. Знаменск, проспект 9 Мая, дом 2б.
Из анализа решения о выдаче лицензии и лицензии от 01.07.2002 N 012-3 местом осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в разлив является г. Знаменск, проспект 9 Мая, дом 2б, закусочная.
Таким образом, поскольку реализация алкогольной продукции Предпринимателем производится в здании, где расположено образовательное учреждение, то такие действия лицензиата противоречат закону и нарушают охраняемые государством интересы определенной категории граждан.
Кроме этого, факт использования Предпринимателем нежилого помещения для реализации алкогольной продукции в здании, часть которого используется детским учреждением, подтверждается и договором аренды от 31.05.2002 N 203.
Между тем положения ст. 20 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ аннулирование лицензии определяют в качестве одной из форм прекращения действия лицензии.
Срок действия лицензии от 01.07.2002 N 012-3 истек 03.07.2005. Таким образом, после указанной даты аннулирование лицензии в судебном порядке, действие которой прекратилось, не допускается в силу закона.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется, с учетом этого решение арбитражного суда отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛА:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.05.2005 по делу N А06-2577У/3-18/04(Н.Р) оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье