Судебная практика: Поволжье

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 29.09.2005 N А72-4742/05-7/362 Средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им Налоговым кодексом РФ, следовательно, они не подлежат обложению налогом на прибыль.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 29 сентября 2005 года Дело N А72-4742/05-7/362

(извлечение)
Государственное учреждение Управление вневедомственной охраны при УВД Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области о признании недействительным решения N 248-ДСП от 25.05.2005.
Решением суда первой инстанции от 11.07.2005 заявленные требования удовлетворены частично.
Признано недействительным решение N 248-ДСП от 25.05.2005 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области в части:
- п. 1.1 - привлечения УВО при УВД к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль, в сумме 56000 руб.;
- п. 2.1 "а" - налоговые санкции за неуплату налога на прибыль;
- п. 2.1 "б" - не полностью уплаченного налога на прибыль в сумме 1458085 руб.;
- п. 2.1 "в" - дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов, скорректированных на учетную ставку ЦБ Российской Федерации, - 93235 руб.;
- п. 2.1 "г" - пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в соответствующем размере;
- п. 2.3, п. 2.4.
В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговый орган, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как усматривается из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области была проведена выездная проверка по соблюдению законодательства о налогах и сборах Государственного учреждения Управление вневедомственной охраны при УВД Ульяновской области за период с 01.01.2000 по 30.06.2003.
По итогам указанной проверки налоговым органом был составлен акт N 1024-ДСП от 30.12.2004 и вынесено решение N 248-ДСП от 25.05.2005 о привлечении Государственного учреждения Управление вневедомственной охраны при УВД Ульяновской области к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Государственному учреждению Управление вневедомственной охраны при УВД Ульяновской области необходимо было уплатить, в том числе, налоговые санкции за неуплату налога на прибыль в сумме 56000,00 руб., пени в соответствующем размере, неуплаченный налог на прибыль в сумме 1458085,00 руб., дополнительные платежи по налогу на прибыль в сумме 93235,00 руб.
Согласно ст. 50 Гражданского кодекса РФ и ст. 2 ФЗ N 7-ФЗ от 12.01.96 "О некоммерческих организациях" юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями и могут создаваться в форме государственных учреждений. Основные условия признания организации учреждением перечислены в ст. 120 Гражданского кодекса РФ и ст. 9 ФЗ "О некоммерческих организациях". Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. При этом особенности правового положения отдельных видов государственных учреждений определяются законодательными, иными нормативными правовыми актами России.
Законом РФ "О милиции", Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 12.08.92 N 209, Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.08.92 N 589, порядок создания, реорганизации, ликвидации подразделений вневедомственной охраны определяется министром внутренних дел РФ. Подразделения вневедомственной охраны входят в состав милиции общественной безопасности и выполняют обязанности по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, охране на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащего им имущества.
------------------------------------------------------------------

Вероятно, имелся в виду Указ Президента РФ РФ N 209 от 12.02.1993.
------------------------------------------------------------------
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О милиции" и п. 10 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации подразделения вневедомственной охраны финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров, и их деятельность основана на принципах самоокупаемости и самофинансирования. В отличие от коммерческих организаций, рассчитывающих прибыль в зависимости от цен на рынке услуг, для подразделений вневедомственной охраны устанавливаются специальные тарифы на охрану имущества по договорам с юридическими и физическими лицами. Данные тарифы ориентированы не на получение прибыли, а на компенсацию затрат, связанных с охранной деятельностью.
Подразделения вневедомственной охраны МВД России в рамках рассматриваемых договорных отношений осуществляют конституционные обязанности правоохранительных органов по защите всех форм собственности и обеспечению безопасности имущества физических и юридических лиц. Поэтому реализацию обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ и Законом Российской Федерации "О милиции", нельзя рассматривать как оказание услуг по охране собственности.
Средства, поступающие по договорам, являются целевыми и расходуются по смете на выплату денежного содержания, приобретения вооружения, средств индивидуальной защиты, транспорта, вещевого и другого имущества в соответствии с нормами, установленными для органов внутренних дел.
Принципы определения доходов содержатся в ст. 41 НК РФ, где доходом признается экономическая выгода в денежной, натуральной форме.
Следовательно, средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны за выполнение возложенных на них государственных функций, не являются итогом предпринимательской деятельности, имеют иную правовую основу и представляют собой особый, законодательно установленный источник финансирования структурных подразделений органов исполнительной власти.
Предпринимательская деятельность подразумевает свободное передвижение прибыли. Такого права у подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ не имеется, поскольку полученные за охрану средства расходуются в соответствии с нормами и нормативами, применяемыми во всей системе МВД России. Договорный характер отношений частных охранных агентств с потребителями их услуг определяет их самостоятельность в установлении цен. Порядок же формирования цен на охрану объектов подразделениями вневедомственной охраны регламентируется внутренними документами МВД РФ, и сами подразделения не вправе самостоятельно решать эти вопросы. Управление вневедомственной охраны при УВД Ульяновской области не является хозяйствующим субъектом и не включено в соответствующий список.
В силу ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Согласно положениям гл. 25 Кодекса прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно п/п. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы налога на прибыль не учитываются средства, полученные в рамках целевого финансирования.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.07.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-4742/05-7/362 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Поволжье