ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
23 декабря 2005 г. - изготовлено Дело N КГ-А40/12626-05
резолютивная часть объявлена
16 декабря 2005 г.
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Мойсеевой Л.А., судей Яскина С.А., Почуйкина В.В., при участии в заседании от кредитора: Фонд социального страхования (юрисконсульт Н. - доверенность б/н от 28 ноября 2005 года), рассмотрев 16 декабря 2005 года в судебном заседании кассационную жалобу от ГУ Московского регионального объединения Фонда социального страхования РФ в лице Филиала N 28 на определение от 21 сентября 2005 года по делу N А40-48586/03-123-37Б Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Кобылянским В.В., по результатам рассмотрения требований кредитора ГУ МРО ФСС РФ в лице Филиала N 28 в размере 4017933 рублей 97 копеек по делу о несостоятельности (банкротстве) ОАО "Вельтбау АГ",
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - в лице Филиала N 28 (далее - Фонд социального страхования) обратилось с требованием в Арбитражный суд города Москвы о включении в реестр требований кредиторов должника - Открытого акционерного общества "Вельтбау АГ" (далее - ОАО "Вельтбау АГ") - суммы капитализированных платежей, подлежащих выплате гражданину К., перед которым должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, в размере 4017933 руб. 97 коп.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 21 сентября 2005 года отказано во включении суммы капитализированных платежей в реестр требований кредиторов должника.
Суд указал, что в соответствии со статьями 2 и 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" органами, уполномоченными представлять в деле о банкротстве требования Российской Федерации по денежным обязательствам, являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований Российской Федерации по денежным обязательствам в настоящее время является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, а Фонд социального страхования согласно п. 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 (в редакции от 19 июля 2002 г.) является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Суд установил, что заявителем требований не были представлены доказательства того, что региональное отделение Фонда социального страхования РФ является уполномоченным органом, наделенным правом представлять в деле о банкротстве и процедурах банкротства требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Наряду с этим, суд признал необоснованным размер предъявленных капитализированных повременных платежей в соответствии с Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц-страхователей, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 30.07.2001 N 72.
Суд установил, что используемые в соответствии с Методикой коэффициенты капитализации, положенные в основу расчета, был заложен минимальный размер оплаты труда, не подлежат применению, должна применяться установленная в соответствии с законом величина минимального прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, в связи с изменениями, внесенными в действующее законодательство ФЗ N 152-ФЗ от 26.11.2002 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Суд первой инстанции указал, что заявителем не приведены основания обоснованности расчета упомянутых капитализированных платежей за период до достижения К. возраста 23 лет, а не 18 лет.
В апелляционной инстанции законность определения от 21 сентября 2005 года не проверялась.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой с просьбой определение отменить по следующим основаниям.
Заявитель считает, что в соответствии со статьями 3, 18 Федерального закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязанность по аккумулированию капитализированных платежей возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации. Исходя из природы возникшего отношения, связанного с возмещением вреда в порядке обязательного страхования, причиненного здоровью работников должника, предъявление отделением Фонда, выступающим в качестве страховщика и осуществляющим выплаты по социальному страхованию, от имени Российской Федерации требования по уплате капитализированных платежей правомерно.
При этом заявитель сослался на практику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержал.
ОАО "Вельтбау АГ" своего представителя в суд не направило, письменный отзыв на кассационную жалобу не представило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция находит обжалуемое определение подлежащим отмене.
Согласно части 3 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику о выплате капитализированных платежей переходит к Российской Федерации. При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшему, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации установлено, что Фонд, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а статьями 2, 18 Закона на Фонд социального страхования возложена обязанность по аккумулированию капитализированных платежей.
Таким образом, Фонд социального страхования является надлежащим органом, уполномоченным предъявлять требования по уплате капитализированных платежей к должнику, работникам которого причинен вред здоровью. В связи с этим, довод суда первой инстанции о том, что уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве требований Российской Федерации по денежным обязательствам является только Федеральная налоговая служба Российской Федерации, представляется ошибочным.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. N 863 "Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фонду поручено разработать и утвердить методику расчета таких платежей.
Во исполнение этого Постановления Фонд социального страхования Постановлением от 30.07.2001 N 72 утвердил Методику, предусматривающую порядок капитализации средств на выплату ежемесячных страховых выплат пострадавшим с применением коэффициентов капитализации, поэтому требование отделения Фонда социального страхования, касающееся применения коэффициентов капитализации и капитализации дополнительных расходов, связанных с медицинской и социальной реабилитацией потерпевших, может быть включено в реестр требований кредиторов должника.
Данный вывод содержится и в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 сентября 2005 года N 4275/05.
Таким образом, судом первой инстанции был сделан ошибочный вывод о том, что коэффициенты капитализации, используемые в соответствии с Методикой для расчета капитализированных платежей, не подлежат применению.
При таких обстоятельствах и на основании части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемое определение Арбитражного суда города Москвы не может быть признано законным.
Кассационная инстанция на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает, что дело подлежит передаче на новое рассмотрение для проверки правильности исчислений капитализированных платежей и соблюдения порядка, установленного Постановлением Фонда социального страхования от 30.07.2001 N 72.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 21 сентября 2005 года по делу N А40-48586/03-123-37Б Арбитражного суда города Москвы отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд, кассационную жалобу ГУ Московского регионального объединения Фонда социального страхования РФ в лице Филиала N 28 - удовлетворить.
Судебная практика: Москва и Московская область
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА от 23.12.2005, 16.12.2005 N КГ-А40/12626-05 Дело о включении в реестр требований кредиторов должника суммы капитализированных платежей передано на новое рассмотрение, т.к. суд не проверил правильность исчислений капитализированных платежей и соблюдения порядка расчета размера данных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при банкротстве страхователей.
Вернутся в раздел Судебная практика: Москва и Московская область