Судебная практика: Северо-Кавказский регион

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 31.10.2005 N Ф08-5179/2005-2045А В силу норм Федерального закона О карантине растений должностные лица, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, в пределах своей компетенции имеют право, в том числе, принимать решения об обеззараживании, очистке, о дегазации, возврате подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).



ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 31 октября 2005 года Дело N Ф08-5179/2005-2045А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя от заинтересованного лица - начальника Пограничной государственной инспекции по карантину растений по г. Новороссийску, в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фумотряд", надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фумотряд" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2005 по делу N А32-4404/2005-22/119, установил следующее.
ООО "Фумотряд" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий начальника Пограничной государственной инспекции по карантину растений по г. Новороссийску (далее - инспекция по карантину растений), выразившихся в издании и распространении письма от 16.12.2004 N 317/2 и препятствующих обществу осуществлять фумигацию экспортируемых из России грузов, не зараженных карантинными организмами.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель просил дополнить заявленные требования следующим:
- обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения;
- обязать инспекцию по карантину растений в случае проведения заявителем фумигации указанных грузов заполнять фитосанитарный сертификат полностью, в соответствии с Международной конвенцией по защите растений (подпункты "а" и "б" пункта 2 статьи 5) и Международным стандартом "Требования к фитосанитарным сертификатам" (пункты 1.1 и 2.1).
Решением суда от 27.04.2005 заявленные требования удовлетворены полностью по мотиву того, что действующим законодательством не установлены ограничения в части выполнения фумигационных работ иными специализированными организациями в отношении экспортируемых грузов, а также в отношении ввозимых грузов, не зараженных карантинными объектами.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.07.2005 решение суда от 27.04.2005 отменено, в удовлетворении заявления ООО "Фумотряд" отказано. Судебный акт мотивирован тем, что нормы Федерального закона от 15 июля 2000 года N 99-ФЗ "О карантине растений" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) не предоставляют право не федеральным органам исполнительной власти по обеспечению карантина растений проводить работы по обеззараживанию методом газации и работы по дегазации в отношении зараженных или незараженных подкарантинных объектов в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации или в местах назначения.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда. В обоснование жалобы указано, что действия инспекции по карантину растений препятствуют обществу в осуществлении предпринимательской деятельности. Заявитель полагает, что подкарантинная продукция, вывозимая с территории Российской Федерации, не подлежит обязательному обеззараживанию специально уполномоченным органом.
Кроме того, согласно пункту 1.1 Международного стандарта "Требования к фитосанитарным сертификатам" фитосанитарные сертификаты выдаются с целью подтверждения того, что грузы растений, растительной продукции и другие подкарантинные грузы удовлетворяют требованиям импортера и соответствуют образцу сертификата. Поэтому заполнение секции 3 фитосанитарного сертификата с указанием в ней о проведенной фумигации не возлагает дополнительной ответственности за карантинное состояние груза на государственные органы Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя инспекции по карантину растений, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между заявителем и ООО "Каргилл-Юг" был заключен договор от 07.09.2004 N 34 на проведение фумигационной обработки навалочных грузов. В рамках договора 08.12.2004 от ООО "Каргилл-Юг" поступила заявка на осуществление фумигации пшеницы на теплоходе "Леванте", которая 17.12.2004 была отозвана со ссылкой на письмо начальника Пограничной государственной инспекции по карантину растений по г. Новороссийску от 16.12.2004 N 317/2. Согласно указанному письму работы по обеззараживанию экспортных и импортных подкарантинных грузов методом газации (фумигации) и работы по их дегазации проводятся специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по обеспечению карантина растений - Республиканской экспедицией по обеззараживанию подкарантинных материалов и ФГУП "Республиканский фумигационный отряд".
Полагая, что указанное предписание инспекции по карантину растений препятствует обществу в осуществлении предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий инспекции незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд сделал правомерный вывод о том, что действия инспекции соответствуют закону по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" пропуск через Государственную границу - это осуществление не только собственно пограничного контроля, но и санитарно-карантинного, фитосанитарного и других видов контроля, содержание, средства и методы которых устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включающим в том числе Федеральный закон N 99-ФЗ "О карантине растений".
В силу статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ законодательство Российской Федерации в области обеспечения карантина растений включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона N 99-ФЗ определяет, что государственный карантинный фитосанитарный контроль осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обеспечению карантина растений.
Согласно статье 8 указанного Закона ввоз на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если имеется фитосанитарный сертификат или карантинный сертификат, удостоверяющие соответствие подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 99-ФЗ работы по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работы по их дегазации проводятся федеральным органом исполнительной власти по обеспечению карантина растений
Положением о государственной службе по карантину растений в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1992 года N 268, предусмотрено, что пограничные государственные и государственные инспекции по карантину растений в республиках, краях, областях, фумигационные отряды, пограничные пункты по карантину растений в морских и речных портах (на пристанях) входят в состав государственной службы по карантину растений. Согласно статье 7 данного Положения государственные инспекции по карантину растений выдают сертификаты и другие документы на продукцию, отправляемую на экспорт, организуют проведение и контроль за обеззараживанием подкарантинной продукции растительного происхождения.
В силу статьи 16 Федерального закона N 99-ФЗ должностные лица, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, в пределах своей компетенции имеют право в том числе принимать решения об обеззараживании, очистке, о дегазации, возврате подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
Исходя из этого, письмо начальника инспекции по карантину растений о проведении обеззараживания подкарантинной продукции специально уполномоченным органом не противоречит нормам действующего законодательства.
Не принимается довод заявителя жалобы о неправомерности отказа начальника инспекции по карантину растений заполнять секцию 3 фитосанитарного сертификата, если фумигация осуществлялась коммерческой организацией.
Фитосанитарный сертификат на экспорт подкарантинной продукции оформляется в соответствии с Международным стандартом "Требования к фитосанитарным сертификатам", в который вносятся сведения о проведенном обеззараживании.
Подпункт "а" пункта 2 статьи 5 Международной конвенции по защите растений закрепляет, что фитосанитарные сертификаты должны выдаваться государственными органами.
Поскольку Федеральный закон N 99-ФЗ указал, что работы по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работы по их дегазации проводятся федеральным органом исполнительной власти по обеспечению карантина растений, следовательно, начальник пограничной инспекции по карантину растений не вправе заполнять секцию 3 фитосанитарного сертификата, если работы по такому обеззараживанию проведены коммерческими организациями.
Таким образом, суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно применил нормы материального права. Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены или изменения обжалованного судебного акта в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется. Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2005 по делу N А32-4404/2005-22/119 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.




Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион