ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 1 ноября 2005 года Дело N Ф08-5159/2005-2047А
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - прокурора Приморско-Ахтарского района, представителя от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Юнион", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юнион" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2005 по делу N А32-20716/2005-53/655-28АП, установил следующее.
Прокурор Приморско-Ахтарского района (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Юнион" (далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов без специального разрешения (лицензии).
Решением суда от 09.08.2005 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса в виде 40000 рублей штрафа. Суд исходил из того, что материалами дела подтверждается совершение заинтересованным лицом указанного правонарушения.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение, в связи с тем, что законный представитель юридического лица не уведомлялся о месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор просит решение суда оставить в силе, так как оно соответствует закону и подтверждается материалами дела.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в результате проверки, проведенной представителем ОГПН Приморско-Ахтарского района МЧС России по Краснодарскому краю, по вопросу исполнения требований статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) установлено, что общество осуществляет эксплуатацию автозаправочной станции, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Приморско-Ахтарск, ул. Фестивальная, без специального разрешения (лицензии) на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов. Данное правонарушение зафиксировано в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 09.06.2005 N 54.
По данному факту прокурор вынес постановление от 21.06.2005 о возбуждении в отношении заинтересованного лица дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данная норма содержит общее требование к эксплуатации опасного производственного объекта, на котором хранятся горючие и взрывчатые вещества, и является отсылочной к нормам действующего законодательства Российской Федерации в области лицензирования.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ лицензированию подлежит, в частности, деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов установлен Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 года N 595. При этом под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых в том числе используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 637, деятельность по хранению нефтепродуктов включает в себя налив, хранение, слив нефтепродуктов, а также внутрискладские операции по их перемещению, приемке, закачке и отбору и т.п.
Согласно Правилам технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденным Приказом Минэнерго от 1 августа 2001 года N 229, автозаправочные станции предназначены для приема, хранения, выдачи (отпуска) и учета количества автомобильного топлива.
Хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации автозаправочной станции является необходимым техническим условием и средством их реализации, то есть по смыслу подпункта "в" пункта 1 Приложения 1 Федерального закона N 116-ФЗ является квалифицирующим признаком для отнесения автозаправочных станций к пожароопасным производственным объектам.
Таким образом, по смыслу статьи 17 Закона N 128-ФЗ на осуществление деятельности по эксплуатации автозаправочной станции, являющейся пожароопасным производственным объектом, необходима лицензия.
Суд установил, что общество осуществляет прием, хранение, выдачу (отпуск) и учет количества горюче-смазочных материалов, то есть пожароопасную деятельность по хранению продуктов переработки нефти в целях их дальнейшей реализации без соответствующей лицензии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка общества в кассационной жалобе на то, что законный представитель юридического лица не уведомлялся о месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не соответствует материалам дела.
Из материалов дела видно, что дело об административном правонарушении было рассмотрено арбитражным судом с участием представителя общества. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.06.2005 принято с участием директора ООО "Юнион" Логинова В.А., который 21.06.2005 дал письменное объяснение по факту правонарушения.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности.
Довод жалобы о малозначительности совершенного правонарушения также не принимается судом, поскольку малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Нарушение правил эксплуатации пожароопасного производственного объекта характеризуется значительной степенью общественной опасности, которая выражается в угрозе причинения значительного ущерба жизни и здоровью людей, а также существенного вреда окружающей среде.
Представленная обществом лицензия на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов не может быть принята во внимание, поскольку получена 15.07.2005, то есть после принятия решения о привлечении общества к административной ответственности.
С учетом изложенного оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2005 по делу N А32-20716/2005-53/655-28АП оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 01.11.2005 N Ф08-5159/2005-2047А Осуществление деятельности по эксплуатации автозаправочной станции без лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов является правонарушением, влекущим ответственность по статье Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион