ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 14 ноября 2005 года Дело N Ф08-5316/2005-2094А
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Мастер" и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Ингушетия, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 05.08.2005 по делу N А18-1036/2005, установил следующее.
ООО "Мастер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 России по Республике Ингушетия (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными решения от 20.05.2005 N 05-52/27 и требований от 20.05.2005 N 05-52/27.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 России по Республике Ингушетия обратилась со встречным заявлением к ООО "Мастер" о признании недействительным (мнимым) договора между ООО "Мастер" и ООО "ЭКСПО Медиум" от 01.12.2003, а также взыскании с общества штрафных санкций в сумме 66 тыс. рублей.
Решением от 05.08.2005 признано недействительным решение налоговой инспекции от 20.05.2005. Во встречном заявлении налоговой инспекции отказано полностью.
Судебный акт мотивирован тем, что общество в материалы дела представило документы, подтверждающие несение им расходов, связанных с выполнением ООО "ЭКСПО Медиум" работ по изготовлению и монтажу алюминиевых конструкций, а также по изготовлению лестничных ограждений.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит решение от 05.08.2005 отменить, в удовлетворении требований общества отказать, удовлетворить требования налоговой инспекции. По мнению налоговой инспекции, суд не исследовал в полном объеме и не дал оценки ответу ГУВД г. Москвы на запрос Управления по налоговым преступлениям МВД РИ, объяснению Вишняковой И.А., счету-фактуре от 01.12.2003 N 1.
В отзыве на кассационную жалобу просило решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность, а также приложило к отзыву постановление мирового судьи судебного участка N 12 от 05.07.2005 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Могушкова З.И., привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 05.08.2005 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция вынесла решение от 20.05.2005 N 05-52/27, в котором привлекло ООО "Мастер" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 66 тыс. рублей. Указанным решением налоговой инспекции обществу предложено уплатить 330 тыс. рублей единого налога, а также 56606 рублей пени.
Требованием налоговой инспекции от 20.05.2005 N 05-52/27 предложено уплатить 330 тыс. рублей единого налога и 56606 рублей пени.
Требованием налоговой инспекции от 20.05.2005 N 05-52/27 предложено уплатить 66 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее.
Суд не рассмотрел требования общества о признании незаконными требований от 20.05.2005 N 05-52/27, резолютивная часть решения не содержит выводов суда по указанным предметам спора, чем нарушил положения статей 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Часть 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации закрепляет, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В нарушение указанных положений суд рассмотрел вместе требования налоговой инспекции о признании недействительным (мнимым) договора между ООО "Мастер" и ООО "ЭКСПО Медиум" от 01.12.2003 и взыскании с общества штрафных санкций на основании решения от 20.05.2005 N 05-52/27 в сумме 66 тыс. рублей.
Суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, что влечет отмену судебного акта.
В соответствии со статьей 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения единым налогом признаются:
доходы;
доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.
Согласно пункту 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:
1) расходы на приобретение основных средств (с учетом положений пункта 3 настоящей статьи);
2) расходы на приобретение нематериальных активов;
3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
5) материальные расходы;
6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам);
9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;
12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации;
13) расходы на командировки, в частности на:
проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;
оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;
14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;
15) расходы на аудиторские услуги;
16) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);
17) расходы на канцелярские товары;
18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;
20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;
21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта).
Пункт 2 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет, что расходы, указанные в пункте 1 статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие факт выполнения подрядных работ ООО "ЭКСПО Медиум".
Суд не исследовал факт приема выполненных работ и отражения его в бухгалтерской документации общества.
Решение от 20.05.2005 N 05-52/27 вынесено на основании акта выездной налоговой проверки от 25.10.2004, который в материалах отсутствует.
Неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, является в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта.
В нарушение пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции не указал, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствует оспариваемое решение налоговой инспекции.
При таких обстоятельствах решение суда не может считаться законным и обоснованным, подлежит отмене.
Поскольку полномочия кассационной инстанции по исследованию и оценке доказательств и установлению новых обстоятельств ограничены статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса, а указанные выше обстоятельства входят в предмет доказывания по данному спору, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в силу пункта 3 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду необходимо истребовать у сторон акт проверки, на основании которого принято оспариваемое решение, предложить сторонам представить доказательства, подтверждающие их доводы, всесторонне и полно исследовать вопрос несения затрат обществом с учетом представленных доказательств, дать надлежащую правовую оценку этим доказательствам, устранить процессуальные нарушения, допущенные судом, учесть изложенное и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 05.08.2005 по делу N А18-1036/2005 отменить, передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 14.11.2005 N Ф08-5316/2005-2094А Неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, является в соответствии со статьей Основания для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта.
Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион