ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 14 ноября 2005 года Дело N Ф08-5368/2005-2119А
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при участии в судебном заседании представителя от заявителя - Краснодарского краевого отделения Российской транспортной инспекции, представителя от заинтересованного лица - предпринимателя без образования юридического лица Лой Николая Петровича, рассмотрев кассационную жалобу Краснодарского краевого отделения Российской транспортной инспекции на решение от 26.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.09.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-11762/2005-45/187-9АП, установил следующее.
Краснодарское краевое отделение Российской транспортной инспекции (преобразовано в Управление Государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, далее - Управление автодорожного надзора) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя Лой Н.П. (далее - предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением от 26.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.09.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что факт нарушения предпринимателем условий лицензирования при осуществлении перевозки пассажиров транспортом общего пользования не доказан.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось Управление автодорожного надзора с кассационной жалобой на решение и постановление апелляционной инстанции, в которой просит судебные акты отменить и привлечь предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По мнению заявителя жалобы, вывод судебных инстанций об отсутствии в действиях предпринимателя состава правонарушения не соответствует фактическим обстоятельствам дела. В силу договора аренды от 26.01.2005 N 027 на предпринимателя возложены все обязанности владельца автобуса.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает, что решение от 26.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.09.2005 подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Лой Н.П. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство N 002640) и имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом по Российской Федерации от 23.10.2003 N АСС-23-263254.
Транспортная инспекция провела проверку исполнения предпринимателем законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и обеспечении безопасности дорожного движения. В ходе проверки выявлены факты нарушения лицензионных требований, что зафиксировано в акте от 11.04.2005 N 17-32. Установлены нарушения пунктов 2.2, 2.3.5, 2.3.6, 5.2.1, 5.2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.97 N 2, пункта 5.7.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.95 N 27, статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.07.99 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае", части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения в Российской Федерации" и Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30.06.2000 N 68, а именно: отсутствие составленного и утвержденного в установленном порядке паспорта маршрута, расписания (графика) движения, схемы с указанием опасных мест, не организовано обучение водителей, путевые листы оформлены не по установленной форме, не соблюдается режим труда и отдыха водителей.
По результатам проверки в отношении предпринимателя составлен протокол от 11.04.2005 N 17-84 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Руководитель Управления автодорожного надзора обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к ответственности.
При рассмотрении дела судебные инстанции пришли к выводу о том, что в действиях предпринимателя отсутствует состав правонарушения. Паспорта на маршруты, схемы с указанием опасных участков, графики (расписания) движения автобуса по обслуживаемым маршрутам разработаны, утверждены ГУ "Кубаньтрансавто" и выданы ФГУП "Темрюкская автоколонна N 2098", которое ведет учет и контроль рабочего времени водителя Лой Н.П. - составляется график работы автобуса и ведется табель учета рабочего времени. В соответствии с договором аренды от 26.01.2005 N 027 ФГУП и дополнительным соглашением от 04.02.2005 N 129 "Темрюкская автоколонна N 2098" обеспечивает обучение водителей по ежегодной 20-часовой программе повышения профессионального мастерства (обучение предпринимателя Лой Н.П. проведено в феврале 2004 года), а также выдачу, прием и обработку путевых листов.
Вывод судебных инстанций об отсутствии состава вменяемого правонарушения в действиях предпринимателя является ошибочным.
Из материалов дела видно, что на основании лицензии от 23.10.2003 N АСС-23-263254 предприниматель осуществляет перевозку пассажиров на автобусе Икарус 250 N КА 233 23, арендуемом у ФГУП "Темрюкская автоколонна N 2089" по договору от 26.01.2005 N 027.
В соответствии с условиями осуществления деятельности, указанными в лицензии, предприниматель обязан представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности, выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, соблюдать установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом, осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 N 402, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при ее осуществлении субъект перевозочной деятельности обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Кроме того, в силу статьи 21 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог определенными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Законом предусмотрен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР движение автобусов и таксомоторов на маршрутах организуется по расписанию. Порядок утверждения расписания движения автобусов и маршрутных таксомоторов устанавливается Правилами перевозок.
Из пункта 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31.12.81 N 200, а также параграфа 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 24.12.87 N 176, следует, что расписания движения автобусов для городских и пригородных маршрутов ежегодно утверждаются по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами городских, районных Советов народных депутатов.
В силу пунктов 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.97 N 2, владельцы автобусов обязаны: составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; разрабатывать графики (расписания) движения, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.
В соответствии с пунктом 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.95 N 27, каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.
При этом в силу статьи 72 Закона Российской Федерации от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) к полномочиям городской администрации в области транспорта относится осуществление контроля за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, а также утверждение маршрутов и графиков движения местного транспорта. Последнее в равной степени относится и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим такой вид деятельности, что согласуется с принципом равных условий деятельности для всех хозяйствующих субъектов, установленным Конституцией Российской Федерации.
Порядок и условия организации и осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае установлен Законом Краснодарского края от 07.07.99 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае". Согласно статье 4 Закона вопрос открытия автобусного маршрута решается администрацией края или исполнительным органом местного самоуправления на основании акта комиссионного обследования маршрута и заключения органа Государственной инспекции безопасности дорожного движения о соответствии автобусного маршрута требованиям обеспечения безопасности дорожного движения. Состав комиссии по обследованию маршрута и порядок ее работы определяются в установленном порядке.
Согласно договору от 26.01.2005 N 027 Икарус 250 N КА 233 23, принадлежащий ФГУП "Темрюкская автоколонна N 2089", передан предпринимателю Лой Н.П. в аренду.
В соответствии со статьей 632 Гражданского кодекса Российской Федерации ФГУП "Темрюкская автоколонна N 2089" осуществляет своими силами управление и техническую эксплуатацию транспортных средств. Коммерческую эксплуатацию, то есть перевозку пассажиров на транспортных средствах, принадлежащих предприятию, осуществляет предприниматель.
Таким образом, временным владельцем транспортного средства, принадлежащего предприятию, является предприниматель, поэтому на него как на лицо, осуществляющее коммерческую перевозку пассажиров, возложена обязанность по согласованию паспортов и схем маршрутов, с указанием опасных участков, графиков (расписаний) движения, а также иные обязанности владельцев транспортных средств.
В соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.06.2000 N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте" утверждена форма путевого листа автотранспортного средства индивидуального предпринимателя (приложение N 4). Факт нарушения предпринимателем требований к оформлению данного документа выявлен в ходе проверки.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на предпринимателей от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.
Факт осуществления предпринимателем деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), подтвержден материалами дела, у судебных инстанций отсутствовали основания для отказа в привлечении предпринимателя к административной ответственности.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела после отмены судебного акта, которым было отказано в привлечении лица к административной ответственности, лицо может быть привлечено к административной ответственности, если к моменту вынесения нового судебного акта не истекли сроки давности, установленные статьей 4.5 Кодекса.
Административное правонарушение, предусмотренное пунктом 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является длящимся.
В силу пункта 2 статьи 4.5 Кодекса при длящемся правонарушении двухмесячный срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения такого административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения.
В данном случае днем обнаружения административного правонарушения следует считать 11.04.2005 - день составления акта проверки соблюдения лицензионных требований и условий предпринимателем Лой Н.П. Следовательно, в судебном заседании (14.11.2005) кассационная инстанция не вправе вынести постановление по административному делу о привлечении предпринимателя к административной ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 06.09.2005 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-11762/2005-45/187-9АП отменить. В удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Типовые бланки, договоры
- Законодательство РФ
- Законодательство Москвы
- Законодательство Московской области
- Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Постановления и Указы
- Медицинское законодательство
- Законопроекты
- Документы СССР
- Международное законодательство
- Комментарии к законам
- Общая судебная практика
- Судебная практика: Москва и Московская область
- Судебная практика: Поволжье
- Судебная практика: Северо-Кавказский регион
- Судебная практика: Северо-Запад
- Судебная практика: Урал
- Судебная практика: Волговятский регион
- Судебная практика: Восточная Сибирь
- Судебная практика: Западная Сибирь
- Юридические статьи
- Бухгалтерские консультации
- Финансовые консультации
- Статьи бухгалтеру
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 14.11.2005 N Ф08-5368/2005-2119А Поскольку временным владельцем транспортных средств, принадлежащих предприятию, является предприниматель, то именно на него как на лицо, осуществляющее коммерческую перевозку пассажиров, возложена обязанность по согласованию паспортов маршрутов, схем маршрутов с указанием опасных участков, графиков (расписаний) движения, а также иные обязанности владельцев транспортных средств.
Вернутся в раздел Судебная практика: Северо-Кавказский регион